Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Деятельность в службе органов опеки и попечительства

Все предметы / Психология / Деятельность в службе органов опеки и попечительства
Определение 1

Органы опеки — это органы государственной исполнительной власти, принадлежащие субъекту РФ. На них возлагаются функции в области опеки и попечительства. Эти организации работают в рамках федерального законодательства.

Организация работы в органах опеки и попечительства

Особенную роль в организации работ по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц играет обеспечение гарантий прав человека жить и воспитываться в семье. Это право отражают и закрепляют основные международные и национальные акты, регламентирующие вопросы защиты прав и законных интересов детей. В первую очередь, это Конвенция о правах ребенка, а в нашей стране – Семейный Кодекс РФ.

Для деятельности в сфере защиты права ребенка жить и воспитываться в семье характерно несколько основных направлений, в частности, к ним относятся профилактика социального сиротства и различные формы семейного устройства детей, которые остались без попечения родителей.

В соответствии с данными государственной статистики, до 80 % детей, которые остаются без попечения родителей, являются так называемыми «социальными сиротами». В числе причин, по которым дети остаются без попечения родителей, - лишение родительских прав или их ограничение, отказ от исполнения обязанностей воспитывать детей.

Приоритетные направления работы органов опеки и попечительства включают защиту права ребенка на семью, организацию профилактической работы с семьями и детьми (например, с семьями, которые находятся в социально опасном положении), формирование условий для того, чтобы своевременно выявлять и корректировать проблемы на ранних этапах семейного неблагополучия, сохранять ребенку во всех возможных случаях его родную семью.

Особенности работы органов опеки и попечительства

Объекты профилактической и реабилитационной работы органов опеки и попечительства представлены не только детьми, которые остались без попечения родителей, к ним относятся также дети, которые еще не лишились родительского попечения, но находятся в обстановке, представляющей угрозу их здоровью или жизни, препятствующей их воспитанию. В первую очередь, это дети из семей, в которых родители не способны исполнять свои обязанности в области воспитания, обучения и содержания и могут негативно влиять на поведение детей или жестоко обращаться с ними.

Готовые работы на аналогичную тему

Законодательство РФ закрепляет обязанность органов опеки и попечительства вести профилактическую и реабилитационную работу с такими детьми. Работа службы опеки и попечительства концентрируется на решении нескольких задач:

  • Своевременно выявить ребенка, который проживает в семье и находится в ситуации, угрожающей его здоровью или жизни;
  • Организовать профилактическую и реабилитационную работу с детьми и семьями на начальном этапе появления семейных проблем;
  • Организовать деятельность в области профилактики отказа родителей от ребенка, включая отказ взять ребенка из родильного дома (отделения) или из другого детского учреждения, дача согласия на усыновление (удочерение);
  • Организовать информационную, просветительскую и коррекционную работу с родителями, направленную на повышение их сознательности;
  • Оказать родителям соответствующую психологическую, педагогическую, социальную, медицинскую и правовую помощь;
  • Организовать комплексное социально-психологическое сопровождение семьи и ребенка для оказания помощи семье в воспитании;
  • Осуществлять эффективный контроль условий жизни и воспитания ребенка.

Указанные действия осуществляются на основе плана мероприятий в сфере защиты интересов и прав ребенка, который разрабатывает и утверждает орган опеки и попечительства.

Действия службы органов опеки и попечительства

Вся деятельность службы опеки и попечительства должна концентрироваться на сохранении семьей, создании условий для воспитания детей в родной семье. Инициирование лишения родительских прав можно рассматривать только как крайнюю меру воздействия на родителей, которую необходимо использовать в тех ситуациях, когда другие меры не дают результата.

Служба опеки и попечительства предпринимает меры в области организации реабилитационной работы с родителями, которые лишены родительских прав или ограничены в них. Она должна оказывать им необходимую помощь для восстановления семьи.

С целью решения этих задач в области профилактики социального сиротства происходит формирование дифференцированной сети учреждений, которые ведут деятельность по оказанию помощи психологического, педагогического, социального, медицинского, правового характера.

Первоочередные задачи устройства детей, которые в силу соответствующих причин уже остались без родительского попечения, включают развитие разных форм семейного устройства. Альтернативой семейного воспитания является содержание детей в учреждениях интернатного типа.

В рамках деятельности по устройству детей, которые остались без попечения родителей, служба опеки и попечительства обеспечивает поиск и подбор граждан, которые имеют желание стать усыновителями, опекунами или приемными родителями. Меры в данном направлении осуществляют территориальные органы опеки и попечительства, государственные органы опеки и попечительства субъектов РФ, которые играют роль регионального оператора.

Реализация данной деятельности подразумевает процесс планирования и организации работы по информированию граждан на регулярной основе касательно возможностей семейного устройства ребенка, который остался без попечения родителей.

Важный аспект работы по устройству детей, которые остались без попечения родителей, представлен психолого-педагогической подготовкой лиц, которые хотят принять ребенка в свою семью. Данная подготовка требуется для того, чтобы снизить риск возникновения в последующем проблем, которые связаны с воспитанием детей в новых семьях (например, жестокое обращение, причинение вреда жизни и здоровью и др.).

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис