Возрастной кризис — это особый, относительно непродолжительный по времени (как правило, до 1 года) период развития, для которого характерны резкие психологические изменения. Кризис относят к нормативным процессам, которые необходимы для нормального поступательного развития.
Особенности детских кризисов
Практически у всех родителей может наступить такое время, когда их дети начинают делать все наоборот. Они могут игнорировать просьбы, разбрасывать только что собранные игрушки, кричать или даже пытаться драться. Эти признаки говорят о наступлении кризисного возраста.
Детскому возрасту присущи: кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 6-7 лет, подростковый кризис (с 10 до 11 лет). Хронологические пределы этих периодов весьма размыты, а форма, время протекания и их острота зависят от индивидуальности, социальных условий, особенностей семейного воспитания.
К концу третьего года жизни у ребенка происходит осознание себя в качестве постоянного источника различных желаний и действий, который отделён от других. Это осуществляется под воздействием растущей практической самостоятельности. Дети начинают овладевать возможностью выполнять без поддержки родителей разные действия, усваивая самые простые навыки самообслуживания. В результате этого они понимают, что соответствующие действия выполняют именно они. Они говорят теперь о себе не в третьем, а в первом лице.
Ребенок в трехлетнем возрасте начинает отделять себя от других людей. Он осознает свои растущие возможности, что ведет к формированию нового отношения ко взрослым. Трехлетний ребенок сравнивает себя со взрослыми, хочет быть таким же, как они. Он желает выполнять их действия, пользуясь такой же независимостью и самостоятельностью. Подобное желание «стать большим» дети хотят реализовать в этот же момент, что ярко выражено через стремление к самостоятельности и противопоставление собственных желаний желаниям взрослых.
Проявления кризиса трех лет
Продолжительность протекания кризиса трехлетнего возраста зависит от выбранной модели воспитания родителей. На это влияют особенности психического развития ребенка и его личности. По этой причине, если взрослые могут достойно вести себя с капризным малышом, то кризис пройдет менее болезненно.
Среди симптомов кризиса 3 летнего возраста можно выделить:
- Негативизм,
- Упрямство,
- Своеволие,
- Обесценивание,
- Деспотизм,
- Строптивость и др.
При остром проявлении кризиса дети отказываются делать то, что его просят взрослые. Это происходит не по той причине, что ему этого не хочется, а только лишь потому, что его попросили об этом. Если взрослые используют авторитарный стиль воспитания, то могут быть спровоцированы приступы негативизма.
Упрямство представляет собой такую реакцию ребёнка, когда он начинает настаивать на чём-то не потому, что ему этого очень сильно хочется, а по той причине, что он это потребовал. Самый яркий пример заключается в ситуации, когда ребёнок просит в магазине купить ему очередную игрушку. Принеся ее домой, он играет недолго и больше к ней не возвращается.
Такое кризисное качество, как строптивость, отличается от негативизма тем, что является безличным. Оно не направлено против человека, а концентрируется на протесте в отношении образа жизни или правил, которые были раньше.
Многие дети в три года начинают проявлять так называемый «протест – бунт». Внешне этот бунт выглядит так, как будто ребенок находится в состоянии войны со всеми окружающими его людьми.
В процессе обесценивания у трехлетки теряется ценность старых привязанностей к вещам или людям. Например, он начинает часто использовать бранные слова, которые не принято говорить в этой семье. Он рвёт книги и ломает игрушки, хотя раньше такое поведение за ним замечено не было.
Деспотизм как качество кризиса 3 лет редко наблюдается. Оно чаще всего проявляется в семьях, в которых воспитывается один ребёнок. В целом «кризис трёх лет» представляет собой протест ребёнка, который требует самостоятельность. Он перерастает нормы и формы опеки, сформированные в раннем возрасте.
Кризис 3 лет является проходящим явлением, Связанные с ним новообразования, представленные отделением себя от окружающих, сравнением себя с другими людьми, становятся важным шагом в психическом развитии. Он создает предпосылки для последующего совершенствования личности.
По мере развития физических и умственных навыков начинает приходить осознание собственного «Я» в качестве личности, которая отдельна от взрослых. В попытках доказать это, ребенок не осознает собственную зависимость от родителей, необходимость следовать семейным и социальным установкам. Конфликтные ситуации носят в этой ситуации острый характер по причине высокой эмоциональности малыша.
Дети в трех летнем возрасте не умеют сформулировать собственные желания. Они часто злятся на взрослых за то, что они не способны разгадать их мысли. Кроха еще не понимает устройство мира, не способен определить разницу между живыми и неживыми объектами. Иногда природные явления и предметы обихода вызывают у него злость.
У детей этого возраста отсутствует социальный опыт. Поступки людей в их представлении делятся на «плохие» и «хорошие». Расценивание любых действий окружающих производится с собственной точки зрения (например, мама не дает конфету, потому что она жадная; папа ругается, потому что он злой).
Дети в три года не способны отличать реальное от воображаемого. Любые непонятные для них вещи они объясняют собственными выдумками. Ребенок стремится подражать плохому. Он копирует действия взрослых или ровесников, часто отдавая предпочтение плохим поступкам, так как они способны вызывать больше эмоций.
Причины негативизма нередко представлены неправильным поведением родителей. Так, авторитарные семьи, в которых производится ограничение детской инициативы, скорее столкнутся с истериками и конфликтными столкновениями. Кризисная фаза будет протекать более остро, если родители начнут злоупотреблять запретами и наказаниями.