Общение — это многоплановый сложный процесс установления и развития контактов между отдельными индивидами либо их группами.
Особенности общения детей дошкольного возраста
Общение, которое не направлено на изменение психологического состояния партнера, представляет собой сложнейший многоплановый процесс установки и развития контактов между людьми, которые порождаются потребностями в совместной деятельности. Такое общение состоит в обмене информацией, выработке единой стратегии взаимодействия, восприятии и понимании партнера.
Общение же, нацеленное на изменение психологического состояния партнера, осуществляется с помощью знаковых средств в виде взаимодействия субъектов, которое вызвано потребностями совместной деятельности и направлено на существенное изменение состояния, поведения и личностно-смысловых образований партнера.
Начиная с 3-4-летнего возраста, в жизни ребенка появляются новые партнеры по общению, которые с возрастом становятся все более значимыми. Это сверстники. Общение с ними обладает рядом существенных особенностей, которые качественно отличают его от общения со взрослыми.
Особенности общения в этой возрастной группе были исследованы в цикле трудов, написанных под руководством М. И. Лисиной и А. Г. Рузской. Первой и наиболее важной чертой общения дошкольников является большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон. В общении со сверстниками наблюдается большое число действий и обращений, практически не встречаемых в контактах с взрослыми людьми.
Общаясь со сверстником, ребенок может спорить с ним, навязывать свою волю, успокаивать, требовать, приказывать, обманывать, жалеть. Именно в процессе общения со сверстниками впервые отмечаются сложные формы поведения (например, обида, притворство, стремление сделать вид, нарочитое игнорирование, кокетство, фантазирование и др.). Такой широкий диапазон детских контактов определяет богатый функциональный состав общения сверстников, большое разнообразие коммуникативных задач.
Для ребенка до конца дошкольного возраста взрослый человек остается, главным образом, источником новых сведений и образцов действия, а в отношении сверстников уже с 3 – 4 лет ребенок решает более существенный перечень коммуникативных задач:
- управление действиями партнера,
- контроль выполнения действий и оценка конкретного поведенческого акта,
- совместная игра,
- навязывание своих образцов,
- постоянное сравнивание.
Для решения всего разнообразия коммуникативных задач необходимо освоение широкого спектра коммуникативных действий.
Отличительные черты общения в дошкольном возрасте
Ярким отличием общения в среде сверстников является его чрезвычайная эмоциональная насыщенность. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников способна отличать их от взаимодействия с взрослыми. По данным Ветровой в среднем в общении между сверстниками наблюдается в 9 - 10 раз больше экспрессивных мимических проявлений, которые выражают самые разные эмоциональные состояния, начиная от яростного негодования и заканчивая бурной радостью.
Действия, направленные в адрес сверстников, характеризуются более аффективной направленностью. В среднем дошкольники в 3 раза чаще одобряют ровесников и в 9 раз чаще вступают с ними в конфликты, чем при взаимодействии с взрослыми людьми. Такую эмоциональную насыщенность контактов дошкольников можно связать с тем, что с 4-летнего возраста сверстники становятся более предпочитаемыми и привлекательными партнерами по общению.
Значимость общения, выражающая степень напряженной потребности в общении и меру устремления к партнеру, значительно больше в области взаимодействия со сверстниками, чем со взрослыми.
Специфические особенности контактов детей со сверстниками
Специфическая особенность контактов ребенка состоит в использовании нестандартных и нерегламентированных средств общения. Если в общении со взрослыми людьми даже самый маленький ребенок придерживается определенных форм поведения, то, взаимодействуя со сверстниками, дошкольник использует самые неожиданные и оригинальные движения (действия).
Для действий ребенка и его движений присуща некоторая раскованность, отсутствие нормированной и заданной величины. Они не подвержены влиянию никаких образцов. Так, дети могут прыгать, принимать причудливые позы, кривляться, передразнивать друг друга, придумывать новые слова и небылицы и др.
Подобная свобода и отсутствие регламентированности в общении дошкольников дает возможность психологам предположить, что общество сверстников может помочь ребенку в проявлении своей оригинальности и самобытного начала. Если взрослый человек способен нести для детей культурно нормированные образцы поведения, то сверстники создают условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений.
С возрастом детские контакты все больше подчиняются общим для всех правилам поведения. Тем не менее, особую раскованность общения, применение непредсказуемых и нестандартных средств считают отличительной чертой детского общения до момента завершения дошкольного возраста.
Еще одной отличительной особенностью общения сверстников в этом возрасте считают преобладание инициативных действий над ответными. Особо сильно это проявляется в невозможности продолжить и развивать беседу, которая распадается по причине отсутствия ответной активности партнера.
Для ребенка этого возраста существенно важнее будет его собственное действие (высказывание), а инициатива сверстника чаще всего не будет им поддержана. Инициативу взрослых людей ребенок принимает и поддерживает примерно в 2 раза чаще.
Чувствительность к влиянию партнера может быть существенно меньше в области общения со сверстниками, чем со взрослыми. Из-за подобной несогласованности коммуникативных действий детей чаще всего порождаются конфликты, протесты и обиды. Перечисленные особенности способны отражать специфику детских контактов в течение всего периода дошкольного возраста. Тем не менее, содержание общения детей значительно изменяется уже к 6 - 7 годам.