Страх — это сильная негативная эмоция, возникающая в качестве ответной реакции на воображаемую или реальную опасность. Страх имеет важное значение в жизни ребёнка, уберегая от необдуманных и рискованных поступков.
Роль страха в жизни человека
Дошкольное детство является периодом, когда дети находятся в полной зависимости от взрослых людей, включая родителей и учителей. Ненадлежащий уход, проблемы поведенческого, социального и эмоционального характера, возникающие в этот период, способны приводить к тяжелым последствиям. Они порождают в ребенке тревогу, формируя впоследствии враждебность к миру.
Несмотря на его негативную окраску, страх предназначен для выполнения разнообразных защитных функций в жизни человека. Он сопровождал людей на всем протяжении их развития и был выражен через боязнь темноты, огня, природных аномалий.
Страх может позволяет действенно противостоять опасности или избежать встречи с ней. Это чувство становится своеобразным средством познания реальности окружающего мира, поскольку дает человеку возможность скептически относиться к различным явлениям.
Страх дошкольника можно рассматривать в качестве естественного сопровождения развития. Л.С. Выготскиим понятие страх определялось как сильная эмоция, которая оказывает существенное воздействие на поведение человека. Перцептивно оно влияет на когнитивные процессы.
Внимание человека резко снижается, когда он испытывает страх и заостряется на предмете или ситуации, которая сигнализирует об опасности. Интенсивное чувство страха сильно ограничивает мышление, восприятие и свободу выбора. Оно создает эффект «туннельного восприятия», основанного на малой доле реальности.
Страх способен резко ограничивать человека в свободе поведения. Испытывая страх, индивид перестает принадлежать себе, он движим только единственным стремлением – исключить опасность или угрозу.
Особенности и причины детских страхов, их исследования
Самым сильным и важным источником переживаний ребенка являются его взаимоотношения с другими людьми, включая взрослых и детей. Когда к ребенку относятся ласково, признавая его права и проявляя к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие.
Эмоциональное благополучие помогает личности ребенка нормально развиваться, у него вырабатываются положительные качества и доброжелательное отношение к другим людям. В дошкольный период дети стремятся реализовать свое «Я», общаясь с другими людьми, широко и естественно используя идентификацию и обособление.
Исследования позволили выявить одну из причин детских страхов. В первую очередь, она представлена недостаточной эмоциональной близостью родителей и ребенка. Также причинами могут быть:
- Конфликтные ситуации в семье,
- Доминирование одного взрослого в семье,
- Перестановка (инверсия) традиционных семейных ролей,
- Изоляция семьи от внешних контактов и др.
Возникновению страхов способствуют некоторые типологические свойства нервной высшей деятельности, включая эмоциональную чувствительность и связанную с ней впечатлительность. Высокая впечатлительность ребенка может быть выражена через его эмоциональную ранимость и уязвимость.
Страхи считаются самой распространенной проблемой детей. Они возникают у чувствительных детей, являются самым ярким выражением тревоги и воплощаются в конкретные образы или ситуации. На некоторых стадиях развития ребенок может испытывать страх перед теми или иными вещами и ситуациями.
Возрастные страхи — это страхи, характерные для определенного возраста. В некоторой мере они способны отражать исторический путь развития самосознания. Сначала ребенок боится оставаться один, без поддержки взрослого (7 месяцев), затем начинает опасаться посторонних, неизвестных ему лиц (8 месяцев). Далее он начинает бояться боли, высоты, больших животных.
Исследователи выявили, что на каждой стадии развития ребенок испытывает различные страхи. Для определенных возрастных стадий свойственны следующие страхи:
- Громкий и неожиданный шум (с рождения до 6 месяцев);
- Неожиданные громкие звуки, присутствие незнакомых людей, смена обстановки, высоты (7 месяцев — 1 год);
- Разлука с родителями, незнакомые люди, травмы, засыпание и сон (от 1 до 2 лет);
- Отвержение со стороны родителей, смена обстановки или распорядка жизни (до 3 лет);
- Темнота, одиночество, замкнутое пространство (с 3 до 5 лет).
Позже у ребенка все больше развивается фантазия, а вместе с ней вероятность появления воображаемого страха. В возрасте 7 лет уже начинает формироваться чувство времени и пространства и жизненная концепция. Маленький человек уже понимает, что жизнь не бесконечна, люди рождаются и умирают. По этой причине у него возникают страхи за свою семью.
Коррекция страхов дошкольников
Успех коррекционной деятельности страхов дошкольников значительно связан с тем, какие положения и принципы будут лежать в ее основе. Принципы включают единство диагностику коррекции, «нормативность» развития, коррекцию «сверху вниз», системность развития, деятельностный принцип и принцип активного вовлечения в коррекцию родителей и значимых для ребенка лиц.
Принцип коррекции «сверху вниз», разработанный Л. С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы в сфере работы со страхами дошкольников. В центре внимания педагогов, которые должны опираться на этот принцип, находится «завтрашний день развития» детей.
Основное содержание коррекционной деятельности заключается в формировании «зоны ближайшего развития» воспитанников. Если цель коррекции «снизу вверх» представлена выполнением упражнений и закреплением уже достигнутого, то коррекционная работа, построенная в соответствии с принципом «сверху вниз», обладает опережающим характером. Она выстраивается в качестве психолого-педагогической деятельности, цель которой состоит в своевременном формировании психологических новообразований.