Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Психологические механизмы развития мотивации человека

Все предметы / Психология / Психологические механизмы развития мотивации человека
Определение 1

Механизм развития мотивации — это мотивационная (эмоциональная) фиксация. Она представляет собой мгновенное приобретение и длительное сохранение объектами мотивационного (эмоционального) значения, которого раньше не было.

Исследование механизмов мотивации

Отечественные исследователи провели большое число исследований, которые касаются вопроса механизмов мотивации. Большое внимание было уделено этой теме и в зарубежной науке. Выводы были сделаны на основе многочисленных теоретических и экспериментальных работ в области вопросов побуждения в поведении человека.

Разработка проблем мотивации интенсивно проводится в разных сферах психологической науки. Для этого применяется огромное количество множества методов. Многие исследователи, по сути, констатируют научные факты, которые относятся к механизмам мотивации, но в дальнейшем не исследовали их.

По некоторым вопросам можно также наблюдать расхождения и дискуссии. Использование мотивационных теорий, как правило, становится катализатором социально-экономических процессов. Это помогает на макроуровне поднять уровень жизни людей, а на микроуровне позволяет понять собственные стремления.

Механизмы мотивации

Замечание 1

Категорию «мотивация» невозможно рассматривать без понимания её механизмов. Так, в основе большинства мотивационных теорий лежит понятие «потребности». Потребность представляет собой более или менее четкое осознание специфического дефицита. Для этого процесса характерна динамика информационного и вещественного обмена между организмом (личностью) и средой.

Потребность является источником человеческой активности. Принято различать физиологические (биологические), социальные и духовные (идеальные) потребности. Первые из них представляют собой основу биологической мотивации. Значительную роль в саморазвитии играет удовлетворение социальных потребностей (например, самоуважение и самореализация).

Готовые работы на аналогичную тему

Если же индивид долгое время испытывает неудовлетворение важных потребностей (даже если это биологические потребности), то его активность приостанавливается или может начать менять направленность. Например, голодные люди не так сильно стремятся и способны к творчеству.

Долговременное отсутствие удовлетворенности жизненно важных потребностей способно приводить к фрустрации. Для этого состояния присущ внутренний дискомфорт, напряжённость в результате, если не смогли наступить события, которых ждал человек, или рушатся надежды, появляются препятствия на дороге к цели. В качестве результата фрустрации нередко выступают такие состояния, как стресс, разочарование, агрессия, направленная на других или самого себя.

Мотивация в широком понимании представляет собой то, ради чего происходит выполнение определённых действий. Любую деятельность человек выполняет по причине наличия какого-либо внутреннего импульса (потребности) и ради определенной ценности во внешнем мире. Данные отношения формируют два полюса, находящиеся в реальной мотивационной системе.

Мотив является предметом, на котором концентрируется деятельность. Как правило, он соответствует определенной потребности. Невозможность осуществить потребность вызывает дискомфорт, поэтому потребность играет мотивационную роль, то есть выступает в качестве мотива соответствующего поведения (например, общение, потребление, деятельность).

Мотив имеет большое значение в развитии механизма мотивации. Он выгладит как осознанная (опредмеченная) потребность, субъективно отражая потребности человека. Потребность обладает объективным характером, а мотив — субъективным.

Потребностно-мотивационная сфера — это исходное звено направленности, которое выступает как системообразующее личностное свойство. Направленность представляет собой систему доминирующих мотивов. Составляющие элементы направленности представлены следующими компонентами:

  • Жизненными целями,
  • Потребностями,
  • Способностями,
  • Мотивационной сферой.

На основе этого происходит формирование жизненных целей личности. Таким образом, мотив — это элемент мотивационной сферы личности, то есть всей совокупности мотивов, которые появляются и развиваются в течение человеческой жизни. Некоторые мотивы считаются основополагающими и доминируют, формируя «фундамент» всей жизни и определяя направленность личности.

Развитие механизма мотивации

Онтогенетическое развитие биологической мотивации осуществляется с помощью приобретения способности вызывать активность индивида изначально индифферентными воздействиями. Этот процесс обеспечивается механизмом, который в литературе называется «замыкание условной связи». С психологической стороны, если учесть то, что выработка условной связи предполагает процесс изменения субъективного отношения к условным раздражителям, то данный механизм можно изобразить как передачу эмоционального (мотивационного) значения новому содержанию.

Новое содержание определенным образом связано с этим воздействием в опыте человека, то есть представляет своего рода распространение (переключение) эмоциональных переживаний в образах в соответствии с отражаемыми объективными связями и фиксацией на новом содержании. Оно в силу осуществления данного процесса становится мотивационным.

Переключение — это основа мотивационного обусловливания, которое представляет собой основной механизм развития биологической мотивации. Механизм обусловливания характерен для человеческой мотивации. В ходе обусловливания мотивационное значение начинают приобретать не только целостные предметы, но и отдельные их элементы.

Механизм обусловливания можно отследить в таких глобальных социальных явлениях, как тюрьма, карцер, телесные наказания, институты инквизиции. Оно не всегда проявляется стихийным образом, на основе безусловных реакций. Познание в большей мере связано с данным механизмом, поскольку происходит структурирование опыта воздействия раздражителей (безусловных и условных), накопление статистики их сочетания.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис