Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Общая характеристика, смысл понятия мотивации

Все предметы / Менеджмент / Общая характеристика, смысл понятия мотивации
Содержание статьи

Общая характеристика мотивации

Определение 1

Мотивация - это процесс и способы побуждения людей к труду,

В современных условиях ключевой особенностью менеджмента является увеличение роли личности сотрудника. Если на рубеже XIX-XX веков (в индустриальном обществе) ведущая роль отводилась капиталу, то на рубеже XX-XXI веков (в постиндустриальном обществе) главенствующие позиции отводятся человеческому капиталу. Люди перестали восприниматься по аналогии с механизмами. Появилось множество исследований по философии управления персоналом.

Определение 2

Под философией управления персоналом понимают процесс формирования поведения отдельных сотрудников в рамках целей развития организации.

Особенно важное значение имеет мотивация трудовой деятельности работников. Чтобы человек качественно и добросовестно выполнял работу, он должен быть сам заинтересован – или, иными словами, замотивирован – на получение результата. При этом, несмотря на широкое использование понятия мотивации, исследователи не выработали единого общепринятого подхода к нему. Существует множество теорий, каждая из которых выделяет разные аспекты мотивации.

Мотивация может быть определена как совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека осуществлять деятельность, направленную на достижение определенных целей, с затратой определенных усилий, с определенным уровнем старания, добросовестности и настойчивости.

Можно привести и более простое и короткое определение.

Определение 3

Мотивацией называют стимулирование деятельности, побуждение себя или других сотрудников к выполнению работы, влияние на человеческое поведение в целях достижения общественных, коллективных или личных целей.

Готовые работы на аналогичную тему

В управлении персоналом выделяют два аспекта мотивации:

  • внутренняя мотивация – процесс активизации мотивов сотрудников,
  • внешняя мотивация – создание стимулов для побуждения работников к эффективной трудовой деятельности.

Мотивация служит для того, чтобы сформировать комплекс условий, побуждающих человека совершать действия для достижения целей с максимальной эффективностью.

Взгляды на сущность мотивации менялись по мере развития менеджмента как науки:

  • длительное время считалось, что достаточным (и единственным работающим) стимулом, заставляющим человека трудиться, является материальное вознаграждение,
  • позже появились психологические теории мотивации, описывающие с разных сторон структуру мотивационного процесса и определяющие его факторы. Как следствие, на смену политике «кнута и пряника» пришла выработка сложных мотивационных систем, опирающихся на теории мотивации,
  • современные подходы к мотивации базируются на теоретических изысканиях психологической науки, исследованиях механизмов целенаправленного человеческого поведения. С этой точки зрения мотивация рассматривается как движущая сила поведения индивида, основывающаяся на взаимосвязях между потребностями, мотивами и целями.

Схема мотивационного процесса

Общая характеристика мотивационного процесса строится на трех фундаментальных понятиях:

  1. потребности, под которыми понимают состояние человека, нуждающегося в том или ином объекте. Потребность – это источник человеческой активности, причина выполнения им целенаправленных действий,
  2. мотивы – побуждения личности к действиям, нацеленным на получение результата,
  3. цели – это желаемые объекты или состояния, к которым человек стремится.

В упрощенном виде с большой степенью условности мотивационный процесс можно представить в виде шестиступенчатой модели. На самом деле столь резкого разделения между стадиями мотивационного процесса нет, но для получения общего представления модель весьма удобна:

  • На первой стадии происходит возникновение потребностей. Человек начинает чувствовать, что ему чего-то не хватает. Потребности проявляются в конкретное время и порождают в человеке желание предпринимать те или иные шаги ради ее устранения. Потребности могут быть физиологическими, психологическими и социальными.
  • На второй стадии происходит поиск путей для устранения потребности. Поскольку человек ощущает желание устранить потребность, он начинает искать пути, как этого добиться. Потребность можно подавить, игнорировать, или удовлетворить.
  • На третьей стадии происходит определение направления действия. Человек определяет, какими средствами и что он должен сделать для устранения потребности. На этой стадии увязываются такие моменты: что индивид хочет получить, что для этого надо сделать, в какой мере реально получить желаемое, насколько полученное сможет устранить потребность.
  • На четвертой стадии происходит осуществление действий. Человек прикладывает усилия к осуществлению действий. В конечном счете они должны дать ему возможность получить средство для устранения потребности. Цели могут быть скорректированы на этом этапе.
  • На пятой стадии человек получает вознаграждение за совершенные действия. Здесь могут быть варианты: либо человек сразу получает то, что ему нужно для удовлетворения потребности, либо некий промежуточный объект, пригодный для обмена. В это время становится ясно, насколько результативными оказались предпринятые мероприятия. В зависимости от того, что было получено, мотивация либо усиливается, либо сохраняется, либо ослабляется.
  • На шестой стадии потребности устраняются. Степень напряжения, вызванного потребностью, может быть различной. Отличается и то, приводит ли устранение потребности к ослаблению или усилению мотивации к дальнейшей деятельности. В зависимости от этого человек может продолжить поиск возможностей и осуществление действий для устранения потребностей, а может прекратить деятельность.

Проблема применения знаний о мотивационном процессе в практике управления состоит в том, что мотивы часто являются неочевидными, их список можно только предполагать.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Менеджмент» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис