Гражданская позиция – это достаточно сложное социальное явление, выражающееся в личностной оценке своего положения в социуме, своих прав и обязанностей, как гражданина своей страны, в совокупности с индивидуальными чертами личности.
Основные качества личности, являющиеся составными частями гражданской позиции
В настоящее время одной из основных задач воспитательной работы является формирование у каждого нового члена общества активной гражданской позиции. Это связано с тем, что только человек, имеющий активную гражданскую позицию способен полноценно пользоваться своими гражданскими правами, развиваться и приносить пользу государству, а также давать полный отчет собственным действиям.
В современной науке не дано единого определения понятию «гражданская позиция». Кроме того, не достаточно полно проработан вопрос о содержании процесса формирования гражданской позиции. В рамках воспитательного процесса образовательных учреждений, гражданская позиция рассматривается как совокупность определенных качеств личности.
Качества личности, являющиеся составляющими компонентами гражданской позиции:
- Патриотизм - выражается в любви к своей Родине, городу, школе, семье, друзьям и т.д.
- Гражданственность – это принадлежность к определенному коллективу, городу, школе, классу, стране и т.п.
- Активная жизненная позиция.
- Нравственность.
- Творчество – включает в себя раскрытие способностей в различных областях, самоопределение, креативность и т.д.
Формирование гражданской позиции осуществляется в рамках общей позиции личности и в процессе ее развития. При этом, необходимо отметить, что развитие личности имеет особое значение в формировании гражданской позиции человека. Это связано с тем, что именно развитость личности и ее качеств оказывает влияние на способ и характер взаимоотношений индивида с окружающей действительностью.
Таким образом, отношение личности к обществу, людям, обществу и самой себе, является выражением собственной гражданской позиции. Проявление гражданской позиции осуществляется в конкретном поведении, поступках и делах.
Компоненты гражданской позиции личности
В структуре гражданской позиции личности выделяются три основных компонента:
- Познавательный компонент – это компонент, включающий в себя формирование основных ценностных ориентаций, предполагающих сознательное отношение личности к окружающей социальной действительности. Именно данные ценности устанавливают смысл жизни индивида, что очень важно для осуществления эффективной и продуктивной жизнедеятельности.
- Поведенческий компонент – это компонент, характеризующийся реальными поступками и поведением индивида, овладение необходимыми правилами поведения в обществе и социально-нравственными постулатами. Данный компонент очень важен, так как от его развитости зависит социальная адаптация человека в обществе, его признание окружающими. Именно от того, как человек воспринимается другими членами общества, он ощущает свою значимость и осуществляет поиск средств и путей самоутверждения. В процессе самореализации себя как гражданина проявляется истинная гражданская позиция человека, способность реализовывать и сохранять ее в различных жизненных ситуациях, обладать необходимым иммунитетом к конкретным внешним воздействиям, которые противоречат личностным взглядам, установкам и убеждениям.
- Мотивационно-ориентировочный компонент – это компонент, который содержит мотивацию личности на формирование установленной в обществе гражданской позиции, то есть мотивация на конкретный общепринятый ориентир.
Формирование гражданской позиции личности целесообразно начинать как можно раньше. В настоящее время в образовательных учреждениях реализуются различные направления по формированию гражданской позиции у подрастающего поколения.
Основные направления формирования гражданской позиции
В современных образовательных учреждениях реализуются следующие направления по формированию гражданской позиции у детей разных возрастов:
- Воспитание Человека культуры (по теории Е.В. Бондаревской) – направление подразумевает воспитание свободной личности, которая способна к самоопределению в современном мире. Личности, которая развита духовно и творчески, адаптивна к любым жизненным изменениям. Это достигается посредством привития ребенку общепринятых норм поведения культурного человека (личный пример педагога, тематические школьные мероприятия и т.д.).
- Направление «Профессия» - это направление, которое используется в основном в старших классах общеобразовательной школы и является составной частью программы по социальной адаптации учащихся. В реализации программы принимает участие классный руководитель, психолог и заместитель директора по воспитательной работе. Организуются специальные курсы, проводятся классные часы и родительские собрания, направленные на оказание помощи детям в выборе будущей профессии.
- Работа в направлении «Интеллект» - включает в себя организацию тематических классных часов, учебных декад, олимпиад, а также дополнительная работа с одаренными или неуспевающими детьми.
- Направление «Нравственность и эстетика» - включает в себя разнообразные праздники и конкурсы, в которых дети принимают участие вместе с педагогами. Данные мероприятия направлены на раскрытие творческого потенциала детей.
- Направление «Патриотическое воспитание» призвано формировать чувство причастности к истории своей страны, гордости за Отечество. Например, ежегодно в образовательных учреждениях страны проводятся мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (Традиционная ежегодная Вахта памяти у Вечного огня 9 мая учащихся).
Воспитательная работа по формированию гражданской позиции у детей приводит к развитию следующих понятий, взглядов, компетенций:
- понятия основных социальных ролей
- преемственность поколений, семейные традиции
- любовь к Родине, гордость
- гражданский долг
- активность жизненной позиции
- соблюдение правил и норм поведения
- верность долгу и др.