Психологические игры — это различные взаимодействия между людьми. При их осуществлении хотя бы одна из сторон начинает скрывать свои истинные цели и намерения, пытаясь получить желаемое обходными путями, а не с помощью прямой просьбы.
Особенности психологических игр
В жизни люди часто теряют связь с собой на 3 уровнях: физический, эмоциональный, намерения. По этой причине они плохо осознают свои настоящие желания и начинают искать обходные пути для их реализации. Помимо этого, даже если желание обладает осознанностью, его реализации способны помешать внутренние сценарные запреты.
Для обхода запретов люди начинают использовать различные психологические игры. С раннего возраста дети испытывают большое количество желаний и потребностей. Они могут не удовлетворяться по различным причинам.
В психологии часто используется категория созависимости. Люди зависимы друг от друга. Тем не менее, они не близки по-настоящему по причине наличия внутренних запретов на то, чтобы открыто выражать свои чувства. В результате желания могут оказаться невысказанными, а требования остаться неудовлетворенными. У человека начинает расти внутреннее напряжение, которое в итоге он выплескивает на других. Оно идет по замкнутому кругу и если не находит выхода, то усиливается с годами и выматывает всех участников игры.
Большинство игровых взаимодействий включает три типичных роли. Между этими ролями происходит переключение всех участников игры. Самая популярная трактовка игры содержит следующие роли:
- Агрессор,
- Жертва,
- Спасатель.
Чаще всего Жертва занимает позицию «я беспомощна, помогите решить мои проблемы» (Я – Ты +). Агрессор начинает обвинять Жертву и указывает ей, что с ней что-то не так. Он требует от Жертвы чего-либо с точки зрения «со мной-то всё в порядке, а с тобой — нет» (Я+ Ты -).
Спасатель делает вид, что желает и имеет возможность помочь жертве. Он выступает с позиции (Я+ Ты-), но реально он не заинтересован в решении проблемы, а желает удержать Жертву в старом состоянии. Это и заключается в принципиальном отличии берновской игры от здорового поиска решения проблем.
В процессе таких игр происходит смена ролей всех участников. Такая последовательность переключения названа треугольником Карпмана.
Транзактный анализ Берна
Берн разработал и подробно изложил теорию психологических игр. Здесь важно обратить внимание на значение понятия «игра». Оно абсолютно не предполагает целенаправленного стремления к удовольствию и веселью. Помимо этого, любая психологическая игра, как правило, считается бессознательной и способствует проявлению неприятного и угнетающего чувства.
Во всем мире психологические игры составляют очень важный аспект общественных и личных взаимоотношений в качестве способа манипуляции. Игры создают препятствия честным, откровенным и открытым отношениям. Они имеют тягу к повторению, когда используются те же жесты и интонация, меняется только время и место. Игра может быть опасной (например, доводит человека до болезни, самоубийства, суда).
Эрик Леннард Берн является известным американским ученым в области психиатрии и психологии. Он сосредоточил свою деятельность на трансакциях, которые лежат в основе человеческих отношений. Большую часть своего пути исследователь посвятил анализу и совершенствованию методов психоанализа. Также он занимался лечением психических и нервных расстройств.
Мировая известность пришла к Эрику Берну благодаря его разработкам в сфере сценарного и транзакционного анализа. Именно он выдвинул идею о том, что сознание человека включает три состояния «Я» и о том, что все люди «играют в игры».
Метод Э. Берна относительно новый в психотерапии и психокоррекции. Разные издания содержат информацию о нем как о Транзактном анализе, Трансактном анализе, Трансакционном анализе.
В основе теории Берна лежит классический психоанализ. В 1964 году ученый вместе с коллегами создает Ассоциацию Транзактного Анализа. Через некоторое время ее переименовали в Международную Ассоциацию Транзактного Анализа (ITAA). По причине повсеместного распространения и признания трудов автора они стали широко известны и читаемы. Самой известной и популярной книгой стала «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры».
Игры и сценарии
В своих работах Берн излагал оригинальный взгляд на структуру человеческой психики. Им была разработана концепция Эго-состояний, в которой представлена трехсторонняя схема, используемая до настоящего времени (Родитель, Взрослый, Дитя). Сокращенно эта система представлена аббревиатурой Р – В – Д. В дополнение к этой теории появляется описание психологических игр и жизненных сценариев.
Автор теории полагал, что в каждый момент времени, осуществляя социальное взаимодействие, люди находятся в одном из трёх Эго-состояний. Состояния могут переходить от одного к другому.
С целью оптимального функционирования личности и с позиции транзактного анализа, требуется, чтобы в личности гармонично объединялись все три состояния «Я». Для представления осуществления процесса общения Э. Берн привел структурную диаграмму, отражающую компоненты личности. Они включали Эго-состояния (состояния Родителя, Взрослого и Ребенка).
Состояния четко отделяются друг от друга и не представляют собой возрастные понятия. Каждое из трех Эго состояний является способом проявления личности в определенный момент. Оно представлено совокупностью мыслей, чувств и способов поведения, связанных с ними. Каждый способен нести в себе Родителя, каждый таит в себе маленького мальчика или девочку. У детей внутри уже присутствует свой независимый и свободный Взрослый.
Таким образом, если в соответствующий промежуток времени человек ведет себя, мыслит и чувствует, копируя одного из реальных родителей (или людей, их замещающих и значимых), то в это время он находится в Эго-состоянии Я-Родителя.
Если же человек при определенных условиях возвращается к поведению, мышлению и чувствам детства, то он находится в ЭГО состоянии Я-Ребенок. Если он ведет себя, мыслит и чувствует по принципу «здесь и теперь», адекватно и свободно реагирует на окружающий мир и основывается на собственном взрослом опыте, то он находится в состоянии Я-Взрослый.