Семейное воспитание — это общее наименование процессов воздействия на ребенка со стороны родителей и других членов семьи.
Значение семьи в воспитании
По традиции основной институт воспитания человека, начиная с момента его рождения и заканчивая становлением как зрелой личности, представлен семьей. То, что дети приобретают в ней, они сохраняют на протяжении всей дальнейшей жизни.
Определяющее значение семьи обусловлено ее глубоким воздействием на всю систему физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для детей представляет собой одновременно и среду обитания, и воспитательную среду. Ее влияние, особенно на начальном этапе жизни ребенка, во много раз превышает другие воспитательные воздействия.
Ребенок получает свои первые жизненные уроки здесь, ведь именно в семье сложившееся окружение предопределяет его будущий характер. Семья — это то волшебное зеркало, в котором, как в сказке, происходит отражение всех перипетий личной и общественной жизни ее участников. Опытный педагог может лишь посмотреть на ребенка, пообщаться с ним для понимания, в какой семье он воспитывается. Точно так же для педагога легко установить, какие в семье вырастут дети, пообщавшись с родителями.
Семья может выступать как положительный и отрицательный фактор воспитания. Положительное влияние на личность ребенка заключается в том, что никто, помимо самых близких (мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра), не способен относиться к нему лучше. Наряду с этим, никакой другой социальный институт не способен нанести столько потенциального вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
По причине особой воспитательной роли семьи, проявляется вопрос о максимизации положительного и сведении к минимуму отрицательного влияния. Для этого определяются психологические факторы внутрисемейного воспитания, традиционные ошибки и варианты их исправления.
Если семья настолько сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то общество и государство должно уделять первостепенное значение организации правильного воспитательного воздействия. Многие политические деятели отмечали, что крепкие, здоровые, духовные семьи представляют мощное государство.
Факторы и содержание семейного воспитания
Воспитание представляет собой элемент социализирующего образования. Оно является специально организованным процессом предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения. В его процессе человек приобщается к общему и должному.
На формирование детской личности существенное воспитательное влияние оказывает семья. Семья представляет собой первую в жизни человека социальную общность, благодаря которой происходит:
- приобщение к ценностям культуры,
- освоение первых социальных ролей,
- приобретение опыта общественного поведения.
В семье дети делают свои первые шаги, переживают свои первые радости и огорчения, из семьи выходят в большой мир, чтобы в дальнейшем была возможность вернуться обратно, когда в этом мире становится неуютно.
А. С. Макаренко утверждал:
«Воспитание — это процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте находятся родители и педагоги».
Ни одно дошкольное учреждение или школа не способны полностью заменить или даже частично компенсировать то, что получила формирующаяся личность от родителей. По этой причине процесс воспитания в семье является важнейшим средством обеспечения существования преемственности поколений. Это исторический процесс вступления подрастающего поколения в общественную жизнь.
Психологические факторы внутрисемейного воспитания влияют на воспитание ребенка в семье. Здесь же появляются проблемы современного внутрисемейного воспитания.
Семейное воспитание должно включать осознанные усилия взрослых людей по взращиванию ребёнка. Они концентрируются на том, чтобы дети соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, какими должны быть дети, подростки, юноши или девушки.
Определяющее значение семьи характеризуется её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего человека, при этом семья для ребёнка — это одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Любой социальный педагог-психолог скажет, что семья и ребёнок зеркальным образом отражают друг друга. В результате, именно здесь происходит формирование тех качеств личности, которые больше ни в какой среде сформироваться не могут.
С помощью семьи осуществляется социализация, в ходе которой ребенок приспосабливается к окружающей общности людей – социуму. Последний представляет собой концентрированное выражение её усилий в области физического, морального и трудового воспитания, профессиональной ориентации подрастающего поколения.
Направления воспитания в российском обществе
Совокупность педагогических задач формирует содержание семейного воспитания, которое обусловлено главной целью демократического общества. В семье должна формироваться физически и психически здоровая, высоконравственная, интеллектуально развитая личность, готовая к будущей трудовой, общественной и семейной жизни.
Этот подход в российском обществе предполагает свое осуществление по нескольким относительно самостоятельным, но связанным между собой направлениям. Их содержание включает следующие позиции:
- Морально-нравственное воспитание в качестве стержневого компонента формирования личности ребёнка как будущего активного участника межличностного
- взаимодействия (создание у подрастающего поколения непреходящих человеческих ценностей, включая любовь, уважение, доброту, порядочность, честность, справедливость, совесть, достоинство, долг).
- Интеллектуальное воспитание, предполагающее интерес и участие родителей в обогащении детей знаниями (создание у ребенка потребности в их приобретении и непрерывном обновлении).
- Эстетическое воспитание, необходимое для развития талантов и дарований детей (представление о прекрасном, которое существует в жизни).