История смертной казни
Под смертной казнью понимается исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления, установленная государством и вступившая в силу по приговору суда.
Данная тема является предельно дискуссионной: споры о том, оправданно ли применение такого рода наказания, либо оно является единственной мерой справедливости сообразной тяжести совершенного преступления ведутся постоянно.
Так или иначе, в современном обществе в большинстве стран такой вид наказания запрещен государством, однако в некоторых государствах оно применяется для особо тяжких преступлений (в основном, это страны Африки и Азии). В некоторых странах смертный приговор выносится, но не вступает в свою силу: в таких случаях заключенные либо долгое время проводят в камере смертников, либо данный вид наказания заменяется на другой (пожизненное заключение).
Исторически, смертная казнь является одним из наиболее древних способов наказания: за смерть другого человека преступнику полагалась смерть (принцип “око за око, зуб за зуб”). В Великобритании с 17 по 18 век существовал “Кровавый кодекс” - уголовное законодательство, получившее свое негласное название за применение смертной казни к множественным и разным по степени преступлениям через повешение, расчленение, варение в масле. Однако постепенно данный кодекс реформировался: смертная казнь сохранялась только за убийства, государственную измену и преднамеренные поджоги. Окончательно смертную казнь отменили в Англии только в 1998 году.
Во Франции в 17 -18 века применялось четвертование, подвешивание за ребро, колесование, гильотинирование. Казни преимущественно совершались публично - на бульварах или рядом с тюрьмами. К смертной казни приговаривался цареубийцы, отцеубийцы, люди, совершившие жестокие преступления. В 1981 году был введен мораторий на смертную казнь, а в 2007 - она была запрещена на уровне конституции.
В Германии времен средневековья смертная казнь осуществлялась через обезглавливание мечом, сожжение, утопление, колесование, погребение заживо, сажание на кол. Преступления, караемые смертной казнью, также были разными: фальшивомонетничество, поджоги, супружеская измена, убийство собственного ребенка. В 20 веке применялась казнь через повешение: так были казнены участники нюрнбергского процесса, однако в 50-х годах ФРГ запретила смертную казнь, а ГДР отменила ее в 80х- годах.
В других западноевропейских странах смертная казнь также присутствовала в той или иной форме, в их числе: Италия (отменена в 1947), Испания (отменена в 1978), Швейцария, Португалия (отменена в 1867 году).
В России данный вид наказания с 1997 года не назначается и не может исполняться. В СССР был применим метода наказания через расстрел за особо тяжкие преступления. Расстрел был запрещен для лиц, не достигших 18 лет.
В США смертная казнь является мерой наказания в определенных штатах. Сама история смертной казни в Америке довольно богатая и насыщенная, она применялась для очень широкого спектра преступлений и была многообразна по формам: электрический стул, повешение, газовые камеры, смертельная инъекция.
Философская дилемма
Основной вопрос касательно смертной казни касается адекватности ее применимости современному обществу. Понятие преступности и наказания существовало давно, но исследование факторов развития преступного поведения началось не так давно.
На заре юридической психологии считалось, что преступность - это нечто врожденное, что можно даже понять исходя из внешнего вида человека или строения его черепа: например, концепция Ч. Ломброзо.
С развитием социологии возникла идея о том, что хоть человек и наследует определенные особенности, на развивается то он в обществе. Соответственно проблема любых явлений общества, в том числе преступности, является социальной. С этой точки зрения получается, что смертная казнь - это проявление акта безответственности со стороны общества: почему оно лишает права человека жизни, если человек в этом обществе воспитывался, хоть и со своей генетикой, но он в этом обществе стал преступником.
В современном мире тюрьма в целом не решает задачу перевоспитания личности преступника, доля освободившихся преступников, вернувшихся вновь к прежнему делу чрезвычайно велика. Как при таком соотношении тогда смерть может быть показателем работы системы исправления.
Смертная казнь и возможности ее реализации в современном обществе - это чрезвычайно важная и дискуссионная тема. Основная тенденция дискуссии состоит в том, что либо она трактуется как единство возможная мера справедливости для тяжких преступлений, либо как рудимент средневекового общества.
Основные аргументы стороны, выступающей за смертную казнь базируются на следующих утверждениях:
- Это справедливое и нравственное возмездие за убийство.
- Смертная казнь своей как наиболее крайняя мера пресечения предотвращает совершение крайне жестоких преступлений.
- Смертная казнь освобождает общество от крайне жестоких индивидов.
- Смертная казнь является гуманным видом наказания в том смысле, что перспектива пожизненного заключения в одиночной камере еще хуже.
- Смертная казнь - это довольно простой и относительно дешевый способ избавиться от преступников.
Основные аргументы стороны, выступающей против смертной казни:
- Смертная казнь - это отражение безнравственности общества, поскольку данный акт утверждает мысль, что убийство в благих целях может иметь место.
- Смертная казнь - это антигуманный поступок, утверждающий власть государственных структур над жизнью человека: человек не может судить как об абсолютной виновности или невиновности человека.
- Смертная казнь - это нарушение нравственного принципа самоценности человека.
Психологические аспекты смертной казни
В психологии смертной казни можно выделить несколько основных аспектов: психология смертника, психология семьи жертв, психология толпы и психология исполнителей.
Начав с психологии смертника, можно выделить несколько основных моментов. Важной психологической составляющей смертной казни является психическое состояние до момента вынесения приговора. Это период крайней неопределенности: заключенный не знает, будет ли вынесен смертный приговор, или он будет обжалован. Это рождает стремление хвататься за жизнь любыми способами: подавать апелляции, требовать пересмотра дела. Но парадокс в том, что этот период может длиться годами, и нередко сдаются и смиряются уже с идеей смертного приговора: они теряют всяческий интерес к собственному процессу.
Однако если решение уже очевидно, то начинается процесс принятия факта грядущей собственной смерти - это период высокого психитческого напряжения, переосмысления и трансформаций. Человек проводит время в одиночной камере - это начало личностной, физической и интеллектуальной деградации, одиночество и социальная изоляция.
Немаловажным с точки зрения влияния на психику оказывается заключение в камере смертников - период, в который заключенный находится вообще в полной изоляции: за это время он может в целом потерять мотивацию и интерес к жизни даже на оставшийся период, сознательно отказываться от встреч.
Это состояние глубокой апатии, депрессии, физической и интеллектуальной деградации. Нередко в этот период заключенные кончают жизнь самоубийством, не имея больше сил справляться с ожиданием грядущей смерти или желая доказать всем, что их таким образом не накажут.
Что касается психологии семей жертв, то здесь наблюдается два основных вектора: семьи жертв стремятся всячески к реализации смертельного приговора для заключенного: в них много скорби, печали и ненависти, желания справедливости, и они искренне видят в этом восстановление справедливости. Второй вектор противоположный: некоторые семьи жертв не стремятся к крайней мере наказания, объясняя это тем, что ту же боль, что и они, будет ощущать другая семья.
Психология толпы в данном аспекте происходит еще из опыта публичных казней средневековья - за толпой закрепилось стремление эмоционально откликаться на действия наказаний. В данном ключе действует эмоциональное заражение толпы: люди приобщаются к нему в новостях, по телевизору, на пикетах или митингах за или против смертной казни для того или иного человека.
И наконец еще один важный момент психологии смертной казни - это психология исполнителей. Как они сами относятся к таким “должностным обязанностям”, считают ли они это нормальным для себя, как они интегрируют этот опыт в свою личностную концепцию – большой вопрос. Не является ли в таком случае смертная казнь превышением вообще любых компетенций: не только профессиональных, но и чисто человеческих? Властен ли один человек над жизнью другого – на этот вопрос нет ответа.