Психология денег — это направление, которое, с одной стороны, определяется требованиями к высокой экономической эффективности людей, а с другой — потребностью учесть социально-психологические феномены отношения к деньгам.
Особенности отношения к деньгам
Психологическая сущность денег предопределена отношениями в экономике, которые во многом определяют экономическое поведение. Отношение к деньгам представляет собой важный элемент экономического сознания групп и конкретного человека.
От экономического представления о всеобщей эквивалентности денег гуманитарные науки перешли к исследованию специфических аспектов отношения индивида к деньгам. В социальной психологии данные аспекты представлены монетарными ценностями, потребностями, мотивами, социальными установками, а также экономическим мышлением и представлением.
С тех пор, как люди изобрели деньги и стали использовать их в качестве всеобщего эквивалента, они начали играть очень важную роль в общественной жизни и жизни каждого отдельного человека. На протяжении столетий деньги были причиной военных действий и столкновений, коварных преступлений. Для обладания деньгами люди плели утонченные интриги.
В течение веков психологическое отношение к деньгам меняется от одного полюса к другому. Если в античности, а позже в капиталистическом обществе трепетное отношение к деньгам и к богатству пользовалось благосклонностью, то при социализме оно стало порицаться и искореняться самим государством.
В СССР пытались построить коммунизм, при котором деньги не будут использоваться вообще. В то время, когда шло его строительство, деньги воспринимались как неизбежное зло. В обмен на денежные средства нельзя было получить ничего, помимо самого необходимого. Отсутствие денег не ставило людей ниже, а их наличие не являлось в то время предметом гордости.
Деньги в современном понимании стали новой реальностью для нашей страны. Часто даже начинает казаться, что вокруг денег стал крутиться весь мир. Постоянные сообщения об изменении в курсах валют, взлетах и падениях фондовых рынков, призывы к быстрому обогащению, бесконечная реклама и даже интеллектуальные игры «на деньги» представляют собой агрессивную экспансию денег. Деньги, таким образом, становятся мифом постсоветского общества.
Деньги как социальное и психологическое социальное явление
Деньги считаются исключительно социальным явлением. Они нужны только в обществе, а за его пределами являются не только бесполезными, но и начинают представлять собой лишний груз. Помимо этого, ценность денег обладает выраженным конвенциальным характером. Это происходит, когда люди вынуждены договариваться об их стоимости. В стабильном западном мире ценность денег мало меняется, но в России все происходит наоборот.
Психологическая сущность денег проявляется в том, что их влияние заметно во всех человеческих сферах жизни. Так, в семьях очень часто возникают ссоры по поводу их отсутствия, споров о том, что распоряжается семейным бюджетом. Иногда даже распределение ролей в семьях зациклено на роли денег.
В воспитании ребенка, как правило, можно отметить сложностей, которые связаны с деньгами и финансовым положением в семье. Дети постоянно слышат от родителей о деньгах и о проблемах, которые связаны с ними. На становление личности ребенка сказывается:
- Просмотр телевизионных программ,
- Общение в семьях друзей и родственников,
- Коммуникации в детском саде и школе.
Исследования психологической сущности денег
Многие современные исследования в нашей стране посвящены психологическим аспектам отношения к деньгам. Ученые разрабатывают тематику социально-психологических изменений экономического сознания и самосознания личности, включая его элементы. Это происходит под воздействием смены форм и отношений собственности.
Психологическая сущность денег рассматривается в качестве одного из эмпирически выявленных компонентов экономического сознания. Многие специалисты ведут мониторинг отношения к деньгам в предпринимательской среде. На основании исследования аспектов социального и этнического мышления, моделей индивидуального сознания, были предприняты попытки проанализировать личностное отношение к деньгам.
Работы по проблемам психологии денег в РФ представлены несколькими направлениями:
- Анализ отношения к деньгам в структуре ценностных ориентаций;
- Социально-психологические аспекты удовлетворенности от экономического положения;
- Исследование денег в качестве символического объекта;
- Педагогические характеристики развития монетарных отношений и др.
Деньги — это многомерный объект, который связан с культурой. Они имеют большое значение в любой человеческой деятельности. Рассматривается несколько значений денег, которые проявляются в установках к ним и характеристиках, связанных с ними. Методологическая основа понимания монетарных отношений предполагает применение соответствующих психологических парадигм, включая психоаналитические концепции, теорию развития Пиаже, бихевиоризм и теорию социальной психологии.
Отношение к деньгам представляет собой осознанное и субъективно-избирательное представление, которое проявляется через денежное поведение. В качестве психологического феномена это отношение представлено познавательным, эмоциональным и мотивационным компонентом, который сопровождает социальный обмен.
Монетарные отношения, как правило, конкретизируются с помощью монетарных ценностей, потребностей, мотивов получения и использования денег, монетарных социальных установок. Различные психологические образования способны в этом случае играть роль регулятора экономического поведения.
Анализ зарубежных и отечественных исследований показал, что психология денег является пока мало разработанным направлением. Есть различные исследования, касающиеся восприятия монет и банкнот, отношения к деньгам. Также в этой сфере важны теории о происхождении убеждений и поведения, которые касаются денег.