Психологическая практика в школе — это практическая работа педагога-психолога в образовательном учреждении, считающаяся важнейшим этапом обучения, благодаря которому студент приобретает бесценный опыт общения с учениками в разных ситуациях.
Цель и задачи психологической практики в школе
В состав задач педагога-психолога включено оказание психологической помощи ученикам и их родителям. Такой специалист проводит психологическую диагностику, выявляет явные и скрытые причины, которые создают препятствия развитию личности ребенка. Он разрабатывает и реализует также различные корректирующие программы.
Цель практики в школе состоит в первичном приобщении студентов к профессиональной деятельности педагога (психолога). В процессе практической деятельности у учащихся формируются профессиональные установки, умения и навыки, которые требуются для успешного ведения диагностической, учебной, воспитательной, профилактической, коррекционной и экспертной деятельности.
Среди задач практики в школе можно выделить:
- Развитие творческого подхода в исследовании психолого-педагогической деятельности, формирование условий для профессиональной самореализации.
- Развитие индивидуального стиля профессиональной деятельности, включая позицию психолога и психологическое мировоззрение.
- Воспитание ответственности за результат своей работы, освоение студентом профессиональной этики.
- Знакомство со значением и местом педагога в структуре образовательных учреждений (права и обязанности, основная рабочая документация, виды, формы и содержание работы в школе).
- Организация коммуникации практиканта со школьниками и учителями для исследования социальных, психических и личностных особенностей.
- Знакомство со спецификой образовательного процесса с целью определения предмета психологической помощи.
- Овладение умением осуществлять психолого-педагогическое исследование в рамках практической работы по психологии.
- Приобретение навыка рефлексивного анализа результата собственной деятельности.
Организация психологической практики в школах
Психологическую практику в школе проходят студенты, обучающиеся очно по специальности «Педагогика и психология». Как правило, на практику отводится несколько недель в одном из семестров.
В качестве базы практики могут выступать следующие учреждения: общеобразовательная школа, гимназия, лицей, профессиональное училище, колледж.
Руководство практикой должно быть поручено преподавателям кафедры психологии. Из их состава назначается курсовой руководитель и групповые руководители практики. Первый из них несет ответственность за распределение студентов по образовательным учреждениям и группам. Вместе с заведующим педагогической практикой этот специалист формирует базовые организации для осуществления практики, проводя установочную и итоговую конференцию, подготавливая приказ о практике и оформляя его в необходимых инстанциях.
Прохождение практики контролирует преподаватель кафедры психологии, который выполняет нагрузку группового руководителя. Он планирует и организует практику, принимает участие в установочных и итоговых мероприятиях, дает консультации студентам по вопросам практического использования психологических знаний в профессиональной работе, помогает подбирать необходимую литературу.
Преподаватель должен контролировать деятельность студентов-практикантов, для чего ему необходимо знать методики исследования личности учащихся (ученических коллективов). Он может выборочно посещать уроки вместе с практикантами для организации их психологического анализа. В учебном заведении куратор практики участвует в обсуждении характеристик студентов с педагогами, психологами, классными руководителями. Также он может помочь подготовить все отчетные документы.
В завершение практики все руководители и педагоги оценивают работу каждого студента. Оценке должен подвергаться уровень психологических знаний и умений.
Значение практики для студента
Перед началом практики необходимо провести установочную конференцию (собрание, консультации). На ней преподаватели объясняют студентам цели и задачи практики, освещают порядок ее проведения, сообщают о содержании выполняемой в процессе практики деятельности и формах отчетности.
При поступлении на практику, студенты должны:
- Освоить теоретический курс учебных дисциплин психолого-педагогического цикла, предусмотренный учебным планом по специальности;
- Прибыть на место прохождения практики в установленные сроки;
- Осуществить согласование плана прохождения практики с руководством практики от предприятия (учреждения).
Завершая практическую деятельность, студент в течение нескольких дней должен сдать документацию по практике групповому руководителю. В некоторых случаях в учебных заведениях требуют выступления студентов с докладами по итогам их работы в период психологической практики. Они должны продемонстрировать пособия, творческие работы и другие материалы, использованные в ходе осуществления практики.
Групповые руководители анализируют работу студентов на практике в школе (образовательном учреждении или организации), а итоги практики обобщает курсовой руководитель. Положительную оценку по этой форме отчетности вносят в зачетную книжку студента. Для этого предусмотрен специальный раздел «Производственная практика». В нем необходимо указать название практики, курс, место прохождения, длительность практической работы, статус учащегося на практике, фамилию руководителя практики со стороны кафедры, отметку о дифференцированном зачете. В зачетке также проставляется дата сдачи зачета, подпись преподавателей, принимающих зачет.