Психологический кризис — это определенный этап жизненного пути, когда привычные модели поведения и мышления, работавшие в прошлом, утрачивают свою эффективность, а новые модели поведения еще не выработаны.
Аспекты кризиса в психологии
В практической деятельности по оказанию помощи в области кризисов критичным значением обладает понимание нескольких аспектов. Во-первых, для них характерно чёткое датирование, пространственная и временная фиксация. В основном кризисная ситуация ограничена по времени сроком 2-6 недель.
Во-вторых, для кризиса всегда характерны причины. Он может стать итогом долговременно развивающегося процесса или моментального действия одного (нескольких) факторов. Кризисы часто проявляются в ответ на катастрофу, но их причиной может стать и простое событие (по типу "последней капли").
Кризис способен вызвать у человека сильнейшие эмоции, которые не характерны для обычной жизни и требуют напряжения всех адаптивных сил. Эмоциональные переживания могут различаться знаками, при этом кризис делит жизнь на до и после.
Факторы кризисных процессов
Для психологической помощи во время кризисов важно понимать, что такое кризисный процесс, и каковы факторы, которые способны определить скорость и степень нарушений (разрушений). К ним, в первую очередь, относятся:
- направление давления (удара),
- сила воздействия,
- частота воздействия.
С другой стороны, развитию кризиса противостоят личностные факторы, включая адаптивность, осознанность и внутреннюю устойчивость, в также интегрированность в социум, количественные и качественные показатели социальных связей.
Всё перечисленное важно учесть для сотнесения человека и его ресурсов, что представляет собой основную задачу в оказании помощи человеку, который переживает состояние кризиса. Данная задача вытекает из 2 основных посылов в оказании психологической помощи.
Первый посыл состоит в том, что у каждого индивида в любом случае имеется внутренний ресурс. Тем не менее, к этому ресурсу не всегда есть доступ. По этой причине основной задачей консультанта и является помощь клиенту во встрече с этим внутренним ресурсом и умении воспользоваться им.
Вторая идея заключается в наличии у человека потребности в отношениях. Отношения, которые построены специальным образом, способны становиться инструментом помощи. Психолог-консультант в этой ситуации — это именно специалист в сфере построения помогающих отношений.
В рамках рассмотренных посылов психологом-практиком осуществляется работа с клиентами. В частности, она состоит в оказании ему помощи при переживании кризисного состояния, так как развивающийся кризис характеризуется присутствием стрессора, сужением сознания и наличием искаженного восприятия, отказом адаптивных механизмов и систем внешней поддержки. Всё перечисленное в целом способно обеспечить, с одной стороны, востребованность конструктивной помощи, а с другой, её направление и характер.
Таким образом, психологи-консультанты обращаются к личности своих клиентов, оценивая сохранность (поражение) их систем адаптации, интегрированность в социальную среду, количественные и качественные составляющие связей человека. Это необходимо для восстановления и укрепления психики, выхода человека из тоннельного состояния сознания, его расширения.
Кризисная интервенция как метод работы с кризисами
Кризисная интервенция представляет собой основной метод работы с кризисами, который отличается от психотерапии (консультирования) в обычных ситуациях. Он направлен на развитие, личностный рост.
Рассматриваемый метод всегда привязан к актуальному психическому и эмоциональному состоянию человека и текущей ситуации. Состояние в этом случае считается довольно изменчивым, а его изменчивость можно отнести к различным факторам.
Кризис может закончиться на любом из трёх этапов (нормальная адаптация, мобилизация и критичный этап). Это происходит при исчезновении опасности или обнаружении решения.
Развитие кризисных процессов способно переходить в хроническое состояние и усугубляться, переходя в суицидальное состояние (суицидальный акт). С помощью продуктивно организованной помощи человека можно вывести на новую стадию развития, сняв (купируя) кризис.
Метод кризисной интервенции заключается в адекватной помощи пациенту, который переживает кризисное состояние. Цель метода состоит в достижении лучшей адаптации, баланса.
Интервенция в качестве особого метода психологической помощи при кризисе, в первую очередь, включат работу с интенсивными чувствами и актуальными проблемами. Психолог задает следующие вопросы: «Что происходит сейчас, какова ситуация, в которой находитесь? Что Вы сейчас переживаете, чувствуете?»
С помощью 1 вопроса проясняется и оценивается степень безопасности текущей ситуации для человека. Необходимо определить, не нападает ли на него кто-то, не угрожает ли его жизни (здоровью) что-то.
Второй вопрос помогает произвести оценку способности человека к продуктивной, конструктивной и активной деятельности. При высоком накале эмоций, мыслительная продуктивность может резко упасть. Тревога может быть настолько велика, что возникнет хаотичность в действиях, что приведет к обратному эффекту.
Противоположная реакция характерна и для некоторой группы людей, когда не остается сил и воли, наступает полная апатия, а индивид переживает глубокую и тяжелую депрессию.
Среди этапов психологической работы с человеком, который переживает кризис необходимо выделить поддержку (без анамнеза, конфронтации и самораскрытия), интервенцию, увеличение уровня адаптации и восстановление личностной идентичности.
Для методов кризисной интервенции характерны следующие качества:
- Направленность действий на выражение сильных эмоций,
- уменьшение смятения с помощью процесса повторения,
- открытие доступа к изучению острых проблем,
- формирование понимания текущих проблем с целью поддержания пациента,
- формирование основы для принятия человеком пережитого опыта.