Эмоциональное здоровье — это состояние позитивного психологического функционирования.
Особенности студенческого возраста
Студенческий возраст характеризует многообразие эмоциональных переживаний. Проблемы с эмоциональным здоровьем в студенческом возрасте начинают возникать из-за неумения управлять своими эмоциями. Молодые люди не всегда могут их сдерживать. Особенность их эмоциональной сферы состоит в том, что она характеризуется эмоциональной сенситивностью. В это время происходит интенсивная реализация всех тех эмоциональных возможностей, которые присущи натуре человека и определяются типом его темперамента.
Основная особенность студенческого возраста, если сравнить его с подростковым, состоит в большой дифференцированности эмоциональных реакций и способов выражения эмоционального состояния. Молодые люди начинают более совершенно владеть выражением собственных чувств и настроений.
Эмоциональная сфера в период молодости включает особенности переживания нового комплекса эмоций. Они состоят в эмоциях родительских отношений, характеризуясь развитием устойчивой позитивной эмоциональной связи. В это время устанавливаются тесные взаимоотношения с другими людьми, приносящие взаимное удовлетворение и достижение эмоционального когнитивного единства представлений о самом себе и собственном месте в мире.
Очень сильно в период социально-экономических перемен проявляется немаловажный фактор риска студенческого возраста, который касается сохранения психического здоровья. Он касается социальной и профессиональной неопределенности будущего специалиста в обществе, необходимости поиска рабочего места, которое будет соответствовать уровню образования и подготовки. По этой причине большую роль играет исследование психологических особенностей эмоционального здоровья студентов. Одним из таких исследований может быть процесс выявления эмоциональных реакций и синдрома эмоционального выгорания.
Особенности эмоционального здоровья студентов
Эмоциональное здоровье студента — это критерий его психологического благополучия. Насколько хорошим является это здоровье, можно судить по тому, с каким настроением человек проживает свой день, как чувствует себя, какие у него отношения с окружающими, как быстро он впадает в хандру и депрессию, как много смысла и радости присутствует в его жизни.
Хорошее психическое здоровье представлено не только отсутствием проблем с психическим здоровьем (например, отсутствие депрессии или беспокойства). Скорее, оно означает психическую устойчивость к жизненным проблемам, неудаче, стрессу, конфликтам. Для студента с хорошим эмоциональным здоровьем характерно умение и в стрессовой ситуации определять правильные решения.
Проблемы психического и эмоционального здоровья начинают возникать в том случае, когда нервная система человека перенесла большое количество стресса. Любой студент может страдать от психических или эмоциональных проблем с окружающими людьми. Статистика показала, что каждый год почти 20 % студентов необходима помощь профессионального психолога или психотерапевта. Плохое настроение или депрессия в ходе обучения «накрывают» практически каждого человека.
Психологическая особенность эмоционального здоровья студентов состоит в том, что эмоциональные проблемы всегда будут влиять на тех, кто находится вокруг. Особенно это видно, когда человек срывается в ярости или отчаянии, демонстрируя чувство безнадежности и беспомощности. Нежелание решать проблемы в сфере эмоционального здоровья связано с разными причинами. Так, в некоторых семьях этот тип проблем считается несерьезным и временным. Они могут рассматриваться в качестве признака слабости или недостатка личности.
Сегодня студентам учебных заведений предъявляются высокие и часто даже завышенные требования. Одной из важнейших задач современного образования становится сохранение и поддержание здоровья, в том числе эмоционального. Наряду с этим, для учебной среды характерны особенности, которые оказывают существенное влияние на эмоциональное здоровье.
Особенности учебной среды включают следующие аспекты:
- Адаптация к вузовскому сообществу;
- Необходимость профессионального самоопределения;
- Существенные интеллектуальные нагрузки и психоэмоциональное напряжение;
- Низкая двигательная активность;
- Проблемы в межличностных отношениях;
- Недостаточный опыт самостоятельной жизни и деятельности;
- Отсутствие умения рационально организовать собственное время и др.
Эмоциональное здоровье в студенческом возрасте становится необходимым источником и условием полноценного функционирования и развития. С одной стороны, оно помогает адекватно выполнять культурные, социальные и возрастные роли. С другой стороны, оно призвано обеспечивать возможность непрерывного развития.
Эмоциональное здоровье включает динамическую совокупность психических свойств и состояний личности. Они обеспечивают гармоничное состояние полноценного функционирования студента в процессе обучения и жизнедеятельности. Благодаря ему студенты осознают собственную индивидуальность и своеобразие всех окружающих людей.
Показатели эмоционального здоровья представлены:
- Принятием своих и чужих эмоций;
- Полноценным межличностным общением;
- Уверенностью в правильности профессионального выбора;
- Осознанием собственных желаний и ценностей;
- Пониманием смысла жизни.