Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Взаимосвязь волевой регуляции и стрессоустойчивости у студентов

Все предметы / Психология / Взаимосвязь волевой регуляции и стрессоустойчивости у студентов

Понятие стрессоустойчивости и ее особенность у студентов

Определение 1

Стрессоустойчивость – это совокупность определенных качеств личности, которые позволяют организму спокойно, без ущерба для психического здоровья, переносить воздействие стрессоров, оказывающих вредное эмоциональное воздействия на психику человека.

Период студенчества выпадает на юношеский возраст, одной из особенностей которого является формирование самосознания и саморегуляции, познание своего «Я», его места в обществе и значимости для окружающих людей. Именно в этот период у человека происходит выработка убеждений и взглядов, формирование мировоззрения, созревание эмоционально-личностных и когнитивных предпосылок.

Студенчество, особенно в первые его годы, «несет» в себе большие перемены в жизнь молодого человека, который еще совсем недавно ходил в школу, проживал с родителями. Перемены связаны в первую очередь практически с полной сменой круга общения, изменениями в режиме дня, повышении самостоятельности и ответственности за свои действия и поступки. По сути, период студенчества, является первой ступенью вхождения во взрослую жизнь.

Те перемены, которые происходят в жизни студента, зачастую оказывают на его личность стрессовое воздействие. В связи с чем, большое значение в приспособлении студента к новой жизни имеет его стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость активно исследовалась как отечественными, так и зарубежными психологами. В трудах различных авторов, стрессоустойчивость рассматривалась как неспецифическая реакция на определенную стрессовую ситуацию, которая требует мгновенной функциональной перестройки всего организма индивида. Данная перестройка представляет собой неспецифические психические и физиологические проявления адаптационной активности, являющейся продуктом когнтивных процессов.

Готовые работы на аналогичную тему

Стрессоустойчивость у студентов рассматривается как эмоциональная устойчивость на смену социального статуса, образа жизни и круга общения. Уровень стрессоустойчивости у студентов зависит от индивидуальных эмоциональных, психологических и физических особенностей молодого человека, сформированности у него определенных личностных качеств и имеющегося жизненного опыта.

В случае, если студент обладает высоким уровнем стрессоустойчивости, то он гарантировано сможет выстроить гармоничные взаимоотношения с окружающими людьми и добиться определенных результатов в обучении.

Уровень стрессоустойчивости у студента во многом зависит от развития у него ряда психических качеств. Как показали проведенные психологами исследования, особое значение на развитие стрессоусточивости имеет сформированность волевой регуляции поведения и саморегуляции личности.

Определение 2

Волевая регуляция – это высший уровень произвольной регуляции деятельности, необходимый для преодоления внешних и внутренних трудностей, препятствий на пути достижения цели.

Юношеский возраст характеризуется тем, что несмотря на всю взрослость человека, он все еще нуждается в целенаправленном и систематическом психолого-педагогическом сопровождении. Это связано с тем, что в этом возрасте еще не достаточно сформирована система ценностных ориентаций и убеждений личности, совокупность профессиональных интересов и волевая регуляция поведения.

Таким образом, проблема исследования взаимосвязи механизмов волевой регуляции и показателей стрессоустойчивости у студентов остается одной из наиболее актуальных в современной психологии.

Зависимость стрессоустойчивости от развития волевой регуляции у студентов

В настоящее время психологами проведено большое количество практических исследований, которые выявили зависимость стрессоустойчивости от развитости волевой регуляции у студентов.

Так, установлено, что чем более развиты индексы волевой саморегуляции у студентов, такие как настойчивость и самообладание, тем в большей степени у них развита стрессоустойчивость. Кроме того, отмечается развитость уверенности в себе, сформировано спокойствие, устойчивость своих намерений и реалистичность взглядов на окружающую действительность. Студенты с развитой волевой саморегуляцией сохраняют спокойствие и адекватность в разнообразных жизненных ситуациях, а также концентрацию внимания.

Эмоциональная устойчивость студента позволяет ему:

  • взвешенно принимать решения и совершать поступки,
  • внимательно выслушивать собеседника,
  • сохранять нужный уровень работоспособности на протяжении длительного времени.

Развитость у студента стилевой регуляции оказывает влияние на уровень стресстойусточивости. Так, чем адекватнее у студента самооценка, тем рациональнее его поведение. То есть, в случае, когда студент имеет цель, направленную на достижение определенной значимой для него цели, его душевные и физические силу будут распределяться сбалансировано и равномерно.

При высоком уровне способности перестраивать собственную систему саморегуляции в соответствии с внешними и внутренними изменениями, студент способен успешно противостоять разнообразным стрессогенным факторам. Снижение стресоустойчивости отмечается у тех студентов, которые проявляют большую импульсивность и эмоциональность в различных ситуациях.

Если в личности студентов в достаточной степени развита способность самостоятельно планировать деятельность, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты, то их поведение отличается критичностью, умением адекватно воспринимать критику и похвалу в свой адрес.

При сформированности у студентов потребности в осознанном планировании деятельности их планы имеют более реалистичный, детализированный характер, что вносит в поведение рациональность, обдуманность. Чем выше развита индивидуальность осознанности программирования студентами своих действий, тем более гибко могут быть изменены программы действий в новых обстоятельствах в случае помех, следствием чего будет отсутствие эмоционального напряжения, умение справляться с появляющимися трудностями, а это свидетельствует о высоком уровне стрессоустойчивости.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Анастасия Владимировна Ширко

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис