Подростковый возраст (отрочество) – это этап индивидуального развития, который находится между детством и ранней юностью. Он включает период с 10-11 до 13-14 лет. Основной особенностью подросткового периода являются резкие качественные изменения, которые затрагивают все аспекты развития.
Особенности подросткового возраста
Основной особенностью подросткового периода являются различные изменения, которые происходят в разное время. Часть подростков развивается быстрее, некоторые в чем-то могут отставать от остальных, а в чем-то опережать их. Например, психологи утверждают, что девочки во многих отношениях развиваются более быстро, чем мальчики. Помимо этого, психическое развитие каждого человека происходит неравномерным образом: одни аспекты психики развиваются быстрее, а другие медленнее.
Начало подросткового возраста характеризуется формированием нескольких специфических черт, важные из которых включают стремление к коммуникации со сверстниками и проявление в поведении признаков. Признаки свидетельствуют о стремлении в утверждении своей самостоятельности, независимости, личностной автономии. Появление данных черт происходит в предподростковом периоде развития (примерно в 10 – 11 лет), но наиболее интенсивно их развитие осуществляется в более позднем возрасте (примерно в 11 – 14 лет).
Психология подросткового периода характеризуется временем бурного и плодотворного развития познавательных процессов. С 11 до 15 лет происходит развитие и становление следующих свойств:
- Избирательность,
- Целенаправленность восприятия,
- Устойчивое, произвольное внимание,
- Логическая память.
Наиболее важным в этом отношении считается период с 11 до 12 лет. В это время осуществляется переход от мышления, в основе которого лежит оперирование конкретными представлениями, к мышлению, имеющему теоретический характер (непосредственная память к логической).
В интеллектуальной деятельности подростков-школьников усиливаются индивидуальные различия, которые относятся к развитию самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творчества в подходе к решению задач. Это дает возможность рассматривать возраст с 11 до 14 лет в качестве сензитивного периода для развития творческого мышления.
Психологическая экспертиза подросткового возраста
Психологическая экспертиза подросткового возраста предполагает рассмотрение и анализ центрального и специфического новообразования в личности подростка. Оно представляет собой возникающее у него представление о себе уже не как о ребенке (так называемое «чувство взрослости»). Подростки начинают отвергать собственную принадлежность к детям, но у них еще не присутствует в ощущениях полноценной подлинной взрослости (хотя появляется потребность в том, чтобы происходило признание его взрослости окружающими людьми).
Экспертиза несовершеннолетних лиц — это разновидность психологических исследований. Она играет большую роль в процессе воспитания и обучения, способствуя определению уровня развития подростка.
Существует еще один вид психологической экспертизы — судебно-психологическая. Она помогает исследовать состояние обследуемого подростка в процессе совершения преступления, обнаружить возрастную симуляцию предполагаемых преступников. С 14 лет в нашей стране начинается возраст наступления уголовной ответственности. Психологи предполагают, что, достигнув этого возраста, подростки уже усваивают основные социальные и нравственные нормы.
Психология подростка предполагает способность всецело понимать смысл собственных действий с осознанием их возможных последствий. Тем не менее, психологическая экспертиза помогает увидеть частные случаи задержки психического развития подростка. Особо подчеркивается тот факт, что причина этих задержек не всегда заключается в наличии разнообразных душевных недугов.
Основополагающая цель психологической экспертизы подростков — это исследование способности ребенка в полной мере руководить собственными поступками и осознавать их истинный смысл и степень воздействия на окружающих людей. Экспертизу, как правило, проводят в отношении проблемных подростков или подозреваемых лиц, у которых можно наблюдать признаки несоответствия календарному возрасту, задержки и отклонения в развитии, которые не имеют отношения к психическим заболеваниям.
В ходе экспертизы считается, что подросток полностью осознает роль совершаемых им поступков, в следующих случаях:
- Правильная трактовка содержания своего поведения;
- Понимание целей предпринятых усилий и совершаемых поступков;
- Предвидение прямого результата собственных действий и их косвенных последствий;
- Осуществление оценки собственных действий на основе существующих на сегодняшний день положений закона, а также с позиции преобладающих в обществе нравственных принципов.
Задержки в развитии ребенка подросткового возраста, которые выявляет психологическая экспертиза, могут иметь различные причины и проявляться в большом количестве форм и видов. Экспертиза несовершеннолетнего человека должна учитывать постепенное усложнение психической деятельности, процесс изменения структуры познавательных процессов, развитие более сложной парадигмы отношений с окружающей средой, эволюцию самосознания и сознания, развитие практической и умственной деятельности.
Психология подростка
Психология подросткового возраста характеризуется становлением нового уровня самосознания (Я-концепция), который выражается через стремление понять самого себя, собственные возможности и особенности, похожесть на других людей и свое отличие (неповторимость, уникальность).
В первую очередь, отрочество характеризуется ростом значимости Я-концепции, которая представляет собой систему представлений о самом себе. В этом возрасте происходит формирование сложной системы самооценок, в основе которого лежат первые попытки самоанализа и сравнения себя с другими.
Важной проблемой подросткового возраста считается неблагоприятная Я-концепция, которая проявляется в слабой вере в себя, боязни получить отказ, низкой самооценкой. Все это в последующей жизни ведет к нарушениям поведения.