Психофизиология — это наука, которая занимается исследованием физиологических механизмов субъективных психических явлений, состояний и индивидуальных различий.
Сначала термин «психофизиология» использовали наряду с термином «физиологическая психология», обозначая ими широкий круг исследований психики, которые опираются на точные объективные физиологические методы.
Понятие мышление и его роль в организации деятельности
Мышление представляет собой процесс отражения существенных свойств и явлений, находящихся в объективном мире, включая их связи и отношения. Он концентрируется на активном познании человеком окружающей среды и решении возникающих задач.
Изучение механизмов мышления происходит постоянно и выполняется посредством использования различных методологических подходов. Информация, которую человек получает из окружающего мира, дает возможность представлять не только внешний, но и внутренний аспект предмета. Люди могут представлять предметы, даже если они отсутствуют, предвидят их изменение во времени, способны устремиться мыслью в необозримую даль или микромир.
Психофизиология рассматривает понятие «мышление» как процесс познавательной деятельности, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности. В ней предметы и явления наделены свойствами и отношениями, познаваемыми непосредственно. К таковым относятся:
- Цвета,
- Звуки,
- Формы объектов,
- Размещение и перемещение тел в видимом пространстве.
Направленность процесса мышления можно определить через доминирующую мотивацию. В ходе афферентного синтеза поступающие потоки информации анализируются и сопоставляются со следами памяти. Стадии принятия решений будет соответствовать выбор гипотезы, которую необходимо проверять в ходе решения мыслительных задач.
В пределах акцептора результата действия в зависимости от выбранной гипотезы происходит формирование представлений о том, что в первую очередь необходимо доказывать или опровергнуть. В ходе эфферентного синтеза осуществляется планирование системы доказательств гипотез и их проверка. Стадии реализации текущих действий соответствует доказательство принятой гипотезы.
Если доказательство в ходе мышления оказывается ошибочным, то активизируется исследовательская деятельность субъекта. Она способствует изменению состава акцептора результата действия и эфферентному синтезу. В конечном итоге возникают новые замыслы, в которых за основу берутся новые пути и способы доказательства.
Основные типы мышления и мыслительных операций
Классификация типов мыслительных процессов основана на анализе способов решения соответствующих задач. Принято выделять 4 основных способа мыслительной деятельности:
- Наглядно-действенное мышление,
- Наглядно-образное мышление,
- Образное мышление,
- Понятийное мышление.
Наглядно-действенное мышление имеет в основе перебор действий, которые связаны с целями решаемых задач. Этот тип мышления используют в практической деятельности. Для подобной стратегии присуще отсутствие завершенного плана действий, исполнение деятельности в пошаговом режиме. Это происходит, когда текущая цель определена лишь показателями успешного завершения предыдущей.
С точки зрения психофизиологии наглядно-образное мышление является также способом практического мышления, в основе которого лежит необходимость постоянной опоры на восприятие окружающего мира. Данный способ имеет большое значение в стратегии поведения в новой обстановке или обстоятельствах. Образы незнакомого предмета способны в большей степени отражать реальный мир, чем информация, которая хранится в памяти.
Образное мышление имеет отношение к непосредственному манипулированию образами и представлениями. Данный способ — это вариант теоретического мышления, в котором образы объединены в структуры через процессы воображения, извлечение информации из памяти. В процессе мыслительной деятельности происходит преобразование образных структур и их сравнение друг с другом.
Понятийное мышление основано на процессах обработки информации, касающейся отвлеченных понятий и осуществления логических умозаключений. Специфика понятийного мышления состоит в сложности построения длинных последовательностей причинно-следственных связей между различными категориями. Создание подобных связей происходит через выделение определенных атрибутов, при этом в каждой ситуации применяются различные атрибуты для одного и того же понятия.
Данные типы мышления являются взаимосвязанными и дополняющими друг друга. Один и тот же человек может их использовать в различных ситуациях. Тем не менее, в зависимости от индивидуального склада человек отдает иногда предпочтение определенному типу.
Механизмы и функции сознания
В психологии и психофизиологии есть большое число теорий, рассматривающих механизмы сознания. В них предпринимались попытки сформулировать необходимые и достаточные условия для проявления сознания.
Изучением процессов концентрации и индукции возбуждения, включая их распределение по коре больших полушарий, занимался И. П. Павлов, который создал теорию сознания (теория светлого пятна). Ученый связывал сознание с фокусом возбуждения (светлое пятно, область повышенной возбудимости), который способен перемещаться по коре больших полушарий. Сознание не обязательно относится к символьным операциям.
Высший уровень сознания не существует без участия модулирующей системы мозга. Нарушение сознания происходит при прерывании связи с системой активации. Зависимость сознания от модулирующих систем дает основание связать его с соответствующим состоянием мозга, а не составом информационных процессов. С этой позиции сознание считается специфическим состоянием мозга, при котором реализуются высшие психические функции.