Психоанализ Уилфреда Биона — это концепция, которую Бион изложил в своем труде «Элементы психоанализа». Он считал, что психоаналитические объекты простираются в сферу чувства, мифа и страсти.
Особенности концепции У. Биона
У. Бион соотносил такой «объект», как, тревога, с ощущением на сенсорном уровне. Он привязан к ситуациям, которые, в широком понимании, можно назвать мифом (в том смысле, в котором говорится о личном или семейном мифе). Он же способен существовать как контекст базовых интер субъективных отношений. В своем труде исследователь назвал их «страстями», ранее именуя «связями».
Бион выделял 3 базовых страсти:
- Любовь (L),
- Ненависть (H),
- Знание (K).
Каждая категория выражалась в психоанализе Биона как предложение, содержащее отношение субъекта к объекту (например, «х любит у», «х ненавидит у» и «х знает у». Бион утверждал, что основные его усилия концентрировались на исследовании и концептуализации лишь последнего типа связи, названного знания.
Способность к познанию и открытию познания представлялась Биону необходимым элементом любого взаимодействия человека, в частности основного взаимодействия мамы и ребенка, она же считалась основополагающим измерением для любого психоаналитического опыта.
Теория Биона
В соответствии с известным положением У. Биона, истина требуется для души, как пища для тела. Творчество автора провело раздел в развитии психоанализа, ознаменовав смену парадигм в его концепции и практике. Лучше всего поясняется данная научная революция через таблицу, разработанную в «Элементах психоанализа».
Вертикальная ось таблицы была необходима для описания генетической эволюции мысли. Развитие происходит от «сырых» бета-элементов, представляющих собой не переработанные эмоциональные события, которые не способны быть психическим опытом. Далее происходит переход к альфа-элементам, необходимым для того, чтобы произвести осмысление и переработку информации, затем наблюдается переход к более обобщенным и абстрактным элементам, вплоть до научной теории и математических вычислений.
Если идеи Биона применить к процессу психоанализа, то важной его составляющей является трансформация немыслимого опыта в мыслимый опыт, обработка которого осуществляется психически. Отход от классических моделей преодоления вытеснения здесь становится очевидным.
У. Бион был не единственным исследователем в данной сфере, поскольку в одно время с ним Х. Сигал разработал концепцию символизации. В соответствии с ней происходило превращение символических равенств, которые были присущи психотическому мышлению, в настоящие символы, которые предполагали способность вынесения отсутствия объекта.
Положение Биона о том, что «мысль – это нет-вещи», стало близким к концепции Х. Сигала. Позднее Р. Мани-Кёрл предложил более упрощенную схему, рассматривающую развитие мышления, начиная от телесно представленных внутренних объектов к идеограмме (например, мысли во сне) и далее к собственно репрезентации.
Несмотря на различия, теории всех этих авторов пытались рассмотреть естественную эволюцию, характерную для базовых строительных блоков психического опыта, включая сбои в случае психических нарушений, значение коммуникации матери и ребенка в развитии мышления и возможности «обучаться из опыта».
Рождение идей У. Биона происходило не в вакууме. Кроме кляйнианского контекста, очень большую роль в их понимании играл перечень философских интересов автора. В него, в первую очередь, входили последователи аналитической философии (например, Фреге, Витгенштейн, Дж. Уисдом), а также логические позитивисты, которые были близки к так называемому «венскому кружку».
Развитие психоанализа Биона
Философские увлечения У. Биона нашли отражение в его посмертно изданном труде «Размышления». Они отразились как на стилистике его поздних трудов, так и на основе рассматриваемых им проблем. Бион написал 4 книги: «Научение через опыт переживания», «Элементы психоанализа», «Трансформации» и «Внимание и интерпретация». Позже их объединили в сборник «7 слуг», составляющий базовое собрание его эпистемологических трудов.
Труды автора объединили следующие темы:
- Научность психоанализ,
- Постижение истины,
- Постижение механизмов мышления, функций и методов познания.
Не все ученые были убеждены в том, что автору психоанализа удалось дать удовлетворительный ответ на поставленный вопрос. Сам Бион в поздние годы стал достаточно скептически относиться к своим попыткам. Тем не менее, ему удалось в процессе своего исследования, будто бы вскользь, обратиться к некоторым проблемам, из которых в дальнейшем стали вырастать целые направления психоаналитической мысли.
В своей работе «Элементы психоанализа» Бион рассмотрел 2 базовые темы: развитие интуиции аналитиков (для этого была предусмотрена специальная таблица) и анализ уровня действий и взаимодействия в аналитическом процессе (отражение проблемы происходило в понятии обратимой перспективы).
Первую тему Бион впоследствии развивал сам, причем в поздний период его творчества она стала занимать центральное место в его размышлениях, преподавательской практике, подходу к фиксации и передаче аналитического опыта.
Разработка второй темы активно производилась последователями У. Биона (Б. Джозеф, Г. Этчегоен и др.) Читателей книги ждал нелегкий труд, но наградой им было новое видение уникального события психоаналитического опыта.
В поздний период своего творчества У. Бион занимался преподавательской деятельностью в разных странах. Он старался сделать свою концепцию доступной для психоаналитиков различных направлений и школ. Последние месяцы жизни исследователь провел в Оксфорде, переехав туда в надежде на создание новой психоаналитической группы.