Закономерности развития личности
Личностное развитие человека и его становление формируется как целостный процесс, которому свойственны взаимосвязанные возрастные периоды. На первых этапах возникают основы конкретных психологических процессов, которые проходят становление в последующих периодах. Во время благоприятных условий одни качества трансформируются и становятся значительными, тогда как другие качества останавливаются в развитии.
Процесс развития личности подчиняется закономерностям которые являются тенденциями к развитию .
Для полноценного возрастного развития личности человека свойственны следующие закономерности:
- Присутствие, в первую очередь, качественных изменений, а уже потом количественных. Появление новообразований психического и личностного качества, новейших механизмов психики. Существенным признаком развития служит дифференциация, возникновение неизвестных аспектов развития и тесные взаимосвязи внутреннего мира человека.
- Различные направления и прямая взаимосвязь в различных сферах развития. Развитие отражается на теле, психике, личности, духовности и так далее.
- Детерминированность в развитии. Человек относится к биосоциальным существам и его развитие определяется многочисленными факторами, при этом существует зависимость по времени, по конкретной ситуации и уникальным качествам личностного проявления
- Развитие подчинено неравномерности и гетерохронности. В различных стадиях возрастного разве эти психические свойства имеют разную степень проявления. В один из периодов жизни активно познавательная деятельность, в другой период формируется мыслительная. Причём, любое развитие происходит специфическим образом.
- Сензитивность в определенных возрастных периодах. Одни периоды благоприятны для развития одних психологических качеств, а другие периоды благоприятны для других психических качеств. Например наилучший период для развития речи — возраст 1-5 лет, память формируется в возрасте от 3 до 7 лет, для мышления благоприятен подростковой возрастной период.
- Интегрированность. Данный процесс связан с интеграцией разнообразных сфер личности, таких как интеллектуальная, эмоциональная, волевая и духовная. Интеграция наблюдается в рамках определенной сферы, например, в эмоциональной сфере интегрируется уровень чувств. С годами взросления психика человека укрепляется, что сказывается в его поступках, мировоззрении и интегрированном отношении к реальности.
- Пластичность. Создается компенсация, замена влияния одной психологической функции на другую. Например, плохое зрение компенсируется хорошим слухом. Формирование личностного мира ребенка приводит к видоизменению пассивности или активности в процессе жизнедеятельности. Возрастает качества произвольности, инициативности и самостоятельности, сопротивление воздействию внешнего мира.
- Включенность. Для системы жизнедеятельности человека в каждом возрасте свойственна определенная ведущая деятельность. Благодаря ей происходят основные изменения психических качеств в личности.
- Присутствие противоречивости личности во взаимодействии с окружающим миром. Кроме этого существует присутствие противоречий между различными составными частями личности и определенными психологическими функциями. Развитие волевых характеристик личности, гуманистическое отношение к окружающим, самовоспитание, обеспечивают эффективное развитие человека.
- Стремление к прогрессу. Прогресс возникает в связи с благоприятными условиями и адекватной активностью человека.
- Саморазвития. Следствием саморазвития является перемены в личности человека, связанные с внутренней, психологической работой над собой, прохождения обучения и тренингов, совершенствование своего характера.
- Развитие как следствие механизмов защиты. Связано с проявлением акцентуации и активным функционированием безсознательного Я.