Вступая в коммуникативное взаимодействие с социумом, личность вырабатывает индивидуально-типологические особенности коммуникативного поведения, которые в современной психологической науке получили название стиля общения.
Стиль общения представляет собой индивидуально стабильную форму поведения личности, которая проявляется в личностных и деловых отношениях, в стиле воспитания детей и в стиле руководства, в принятии решений и разрешении конфликтов, в приемах психологического воздействия на других и пр.
Основными характеристиками стиля общения выступают изменчивость, специфичность, ситуационная адекватность.
Подходы к классификации стилей общения
На основании критерия адекватности способов и средств коммуникации выделяют гибкий, переходный и ригидный стили взаимодействия.
Гибкий стиль характеризуется высокой степенью ориентации в коммуникативной ситуации, адекватным оцениванием собственного коммуникативного поведения и коммуникативного поведения других, пониманием эмоционального состояния собеседника, подтекста общения.
Ригидный отличается отсутствием анализа коммуникативных стратегий, неадекватным оцениванием коммуникативного поведения, отсутствием умений оказывать эмоциональное воздействие на других, непониманием подтекста сообщения.
Переходный синтезирует в себе отдельные характеристики того и другого стилей.
Типология стилей общения в социальной психологии
На основании характера социального взаимодействия выделяют следующие виды взаимодействия:
- Ритуальный стиль – задается требованиями культурной модели. Его целью выступает не изменение другого в процессе общения, но подтверждение собственного присутствия в культуре, актуализация внимания на собственной компетентности. К данному виду общения относятся традиционные для каждой культурной модели приветствия, прощания и пр. Поведение личности, сознательно выбирающей ритуальный стиль взаимодействия, характеризуется строгой регламентированностью, правильностью, нормированностью;
- Манипулятивный стиль – целью данного стиля взаимодействия выступает намерение управлять, навязывать свою позицию, управлять. В процессе реализации данного стиля используется широкий арсенал средств: перехват инициативы, отвлечение внимания и пр.;
- Гуманистический стиль применяется, когда коммуниканты не стремятся изменить друг друга, наоборот, партнеры стремятся оказывать друг другу поддержку. В процессе реализации гуманистического общения осуществляется открытие личностью другой реальности, отличной от себя и индивидуальных открытий, открытие другой реальности. Взаимодействие характеризуется равноправным общением, направлено на взаимное познание, самопознание, открытие видения мира глазами другого человека.
Основные принципы гуманистического общения
Гуманистическое общение выступает одной из базовых категорий гуманитарной психологии. В рамках данного направления выделяют следующие основополагающие принципы взаимодействия:
- Конгруэнтность коммуникантов – соответствие опыта, осознания, средств общения одного коммуниканта опыту, осознанию и средствам общения другого;
- Безоценочное восприятие личности коммуниканта, безоценочность общения, априорное доверие к его намерениям;
- Восприятие партнера как равного участника взаимодействия, имеющего право на другую, отличную от собственной, точку зрения;
- Дискуссионный, проблемный характер общения, разговор на уровне позиций, точек зрения;
- Персонифицированный характер коммуникативного взаимодействия.
Таким образом, в рамках современных психологических наук выделяют различные стили общения. Формирование индивидуальных стратегий коммуникативного взаимодействия во многом определяется личностными особенностями, мировоззрением и опытом личности, целями, на достижение которых направлено общение.