Проявление особенностей темперамента сказывается на любой деятельности личности, на ее поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми. Так как чаще всего темперамент рассматривается как особые динамические характеристики психической деятельности личности, принято выделять три сферы его проявления:
- общая активность личности;
- двигательная активность, то есть особенности моторной сферы;
- эмоциональные проявления.
При разграничении перечисленных сфер необходимо учитывать, что все же они взаимодействуют и особым образом дополняют друг друга.
Общая активность личности
Общая активность личности представляет собой процесс отражения действительности в форме психических актов, действий и поведения, который характеризуется интенсивностью воздействия человека на окружающую действительность и умением преодолевать препятствия на пути к достижению поставленных целей. На общую активность влияют мотивационно-потребностные установки, ценностные ориентации характера и направленность личности.
Следовательно, определить общую активность можно путем анализа таких характеристик взаимодействия с окружающей средой, как частота, объем, тип (физическая или социальная активность). Так, общая активность психической деятельности и поведения человека проявляется в разном уровне стремления действовать активно, осваивать и преобразовывать внешний мир, проявляя себя во всем многообразии видов деятельности. Так как люди наделены разными темпераментами, и выражение общей активности у них различно. Возможно выделение двух крайностей:
- инертность, пассивность, отсутствие целеустремленности;
- энергичность и активность, своеобразная страстность в процессе деятельности.
Именно между данными полюсами расположились представители разных темпераментов. Активность, понимаемая как особое личностное образование, предполагает особую позицию индивида в отношении к внешнему миру, к другим людям и самому себе. Она рассматривается как противоположность инертности, которая характеризуется преобладанием пассивности над инициативностью. Согласно лейбницевской традиции, человек предстает не просто как набор действий или локус действия, а как его источник. Поэтому и активность личности всегда целенаправленна. Целеустремленная личность словно предстает как воплощенная активность, которая всесторонне опосредует деятельность человека.
Общая активность проявляется на всех этапах онтогенетического развития индивида. Так, в младенческом возрасте она связана с открытостью, доверчивостью и доброжелательностью по отношению к окружающим людям. В процессе взросления все большую роль в формировании активности начинают играть саморазвитие и самовоспитание личности, то есть те формы активности, которые закладывают основу отношения личности к самому себе. Позднее – в зрелом возрасте – общая активность уже имеет вполне оформленные черты, проявляясь не только в поведении человека, но и в профессиональной сфере его жизни, во взаимоотношениях в рамках семьи и т. д. При этом с течением времени активность все больше начинает зависеть от жизненной позиции личности, ее ценностей и мировоззрения.
К. А. Абульхановой-Славской общая активность названа «личностным временем», так как выступает в качестве способа преобразования, формирования, преодоления встречных детерминирующих тенденций. Кроме того, большинство исследователей утверждают, что понятие общей активности личности может быть детально описано лишь тогда, когда объективные условия реализации потребностей будут рассматриваться не как данность, адекватная потребностям, а как препятствия к их удовлетворению. Только в этом случае активность найдет наиболее яркое и точное проявление.
В. В. Знаков характеризует активность как специфические субъектные проявления личности и индивидуальности; он выделяет также созерцательную и познавательную активность личности как субъекта бытия.
Двигательная, или моторная, активность
Посредством понятия двигательной (моторной) активности личности могут быть охарактеризованы такие ее проявления, как быстрота, сила, резкость, интенсивность мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или сдержанности), общительности (или молчаливости).
Наукой доказано, что все многообразие поведенческих проявлений человека – как в самых простых, так и в наиболее сложных формах – предстает как особого рода взаимодействие с внешним миром, опосредованное двигательной активностью. Данная активность поведения, которая в широком смысле может быть рассмотрена как образ жизни, деятельность в ее многообразных проявлениях, внешне находит проявление непосредственно в самих движениях, разных двигательных актах и психомоторных действиях. По определению отечественного физиолога и психолога И. М. Сеченова, «все бесконечное разнообразие мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению» (1952).
Двигательные действия, включенные в различные виды человеческой активности, представляются как условия или средства их реализации, то есть как особый ключевой компонент, который обеспечивает саму возможность реализации какой-либо деятельности. Важно также, что направление двигательных действий может быть связано с психомоторными функциями, то есть достижение цели связано с решением ряда двигательных задач. В таких случаях совокупность двигательных действий может быть рассмотрена как относительно самостоятельный вид специфической человеческой деятельности, то есть как психомоторная деятельность.
Следовательно, все многообразие поведенческих проявлений человека – от выражения эмоций в мимике, тонких моторных координаций в процессах устной речи, письма и предметной деятельности до сложных ручных операций на производстве, исполнительской техники музыканта, балерины и т. д. – суть двигательной активности, особенности проявления которой, связаны с индивидуальными психологическими свойствами личности, и в большей степени, разумеется, с темпераментом. Так, например, холерику свойственен наиболее высокий уровень двигательной активности, а флегматику, наоборот, самый низкий. Интенсивность двигательной активности сангвиника и меланхолика варьируется в зависимости от ситуации.
Эмоциональность
Эмоциональность личности в широком смысле связывается со следующими проявлениями:
- впечатлительность – аффективная восприимчивость субъекта, чувствительность, чуткость при эмоциональных воздействиях;
- импульсивность – скорость перехода определенной эмоции в побудительную силу конкретных поступков и действий;
- эмоциональная лабильность – скорость угасания проявлений эмоционального состояния.
Эмоциями признаются наиболее простые, непосредственные переживания, происходящие в определенный момент и связанные с фактом удовлетворения (или неудовлетворения) определенных потребностей. Проявляясь в форме реакций на объекты окружающей действительности, эмоции обнаруживают тесную связь с первыми впечатлениями. Так, первое впечатление от чего-либо имеет исключительно эмоциональный характер, являясь непосредственной реакцией (в форме страха, гнева, радости) на некоторые его внешние особенности. Низкая вероятность удовлетворения актуальных потребностей или неудовлетворительный результат конкретных действий, как правило, лежат в основе отрицательных эмоций. Вероятность достижения желаемого эффекта в процессе деятельности, наоборот, порождает положительные эмоции, которые активно преувеличиваются личностью для продления их эффекта или повторения.
В связи с тем, что эмоциональная сфера личности – это особое психическое образование, которое носит индивидуальный характер, утверждается его особая связь с темпераментом личности. Ведь вполне очевиден тот факт, что эмоции холерика наиболее выражены, чем эмоции флегматика. Поэтому говорят о субъективном характере эмоций, ведь у людей с разными типами темперамента одни и те же раздражители вызывают различные эмоции.
Достаточно ярко эмоциональная сфера индивида проявляется в настроении, его изменчивости, цикличность которого также определяется темпераментом. Настроение формируют полярные переживаемые индивидом состояния: активность – пассивность, радость – печаль, удовлетворенность – неудовлетворенность, лабильность – ригидность и др.