Наиболее полный и многоаспектный анализ природы потребностей человека представлен в работах А. Маслоу. По мнению ученого, деятельностью человека движет стремление к удовлетворению определенных потребностей, именно они мотивируют человека, задают определенный вектор его активности.
В связи с этим в своих научных исследованиях А. Маслоу ставит во главу угла рассмотрение особенностей поведения личности сквозь призму природы ее потребностей.
А. Маслоу предлагал разграничивать две группы потребностей:
- базовые потребности, к которым относятся физиологические (витальные, биологические) потребности, потребности в безопасности, принадлежности к группе, самоуважении и самоактуализации; их можно выстроить иерархически;
- метапотребности – они не имеют соподчинения в иерархии, как первая группа, равнозначны по силе и взаимозаменяемы: потребности в справедливости, доброте, порядке, единстве и др.
Все базовые потребности обнаруживают единые признаки и свойства:
- их нельзя выработать, они являются врожденными;
- базовые потребности представляют собой сложно организованную систему (иерархическую);
- потребности, сгруппированные иерархически, отличаются по силе и интенсивности проявления;
- доминирующие потребности располагаются в основании иерархии, их удовлетворение необходимо в первую очередь;
- однако в процессе удовлетворения преобладающих потребностей, актуализируются те потребности, которые находятся на ступень выше в иерархии и т. д., принимая участие в мотивации личности.
Таким образом, биологические потребности личности нуждаются в удовлетворении в первую очередь, то есть раньше, чем возникнет потребность в безопасности. Если потребности удовлетворить невозможно, продвижение по иерархии приостанавливается. На основе вышесказанного может быть сформулирован принцип мотивации личности: удовлетворение потребностей, соподчиненных друг другу в иерархии, дает возможность человеку демонстрировать большую индивидуальность в деятельности.
Иерархия потребностей
Как отмечено выше, А. Маслоу предположил, что все потребности человека являются врожденными, или инстинктоидными, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. На рис. 1 схематически представлена данная концепция.
Рис. 1. Иерархия потребностей по А. Маслоу
При построении данной иерархии ключевым было принято допущение, что более приоритетные потребности, которые расположены на нижних уровнях иерархии, нуждаются в удовлетворении раньше, чем человек будет мотивирован потребностями, расположенными выше. Следовательно, достаточное удовлетворение физиологических потребностей порождает мотивированность личности потребностью в безопасности и защите, удовлетворение первых двух порождает потребность в принадлежности и любви и т. д. А. Маслоу признавал, что представленная иерархия свойственна каждому человеку без исключений, чем выше личности удается подняться в этой структуре, тем в большей мере она способна проявить индивидуальность и особые качества.
Природа перечисленных потребностей напрямую связана с представлениями о биологическом и социальном в структуре личности, в связи с чем каждый уровень нуждается в отдельной характеризации.
Физиологические потребности и потребности в защите
Базовые потребности первого уровня – физиологические (витальные) потребности, включающие необходимость питаться, спать, быть физически активным и т. д. Данные потребности обусловлены биологической природой индивида и касаются биологического выживания. Удовлетворение данных потребностей позволяет человеку не только полноценно функционировать, но и стать личностью, продвигаясь в иерархии потребностей. Если одна из физиологических потребностей не удовлетворена, она становится доминирующей, а все остальные отходят на второй план.
Второй уровень составляют потребности в безопасности и защите, суть которых сводится к необходимости стабильности в жизни личности и относительной предсказуемости событий. Данная группа потребностей также имеет биологическую природу, свойственна не только человеку, но и другим существам животного мира. К такого рода потребностям можно отнести: потребность в качественной структурной организации социума, выявляющей место каждого индивида в ней, необходимость стабильно построенного жизненного уклада, потребность в организации и поддержании закона и порядка в обществе, потребность в свободе и в то же время защищенности от таких непредсказуемых сил, как эпидемии, войны и т. д.
Потребности в безопасности и защите проявляются уже на ранних этапах онтогенеза. Так, появляясь на свет, человек в первые месяцы жизни демонстрирует полную беспомощность и зависимость от воспитывающих взрослых. Лишь к 7–8 месяцам ребенок приобретает способность отличать своих близких от других людей, при этом появление постороннего человека расценивается как угроза безопасности, что проявляется в его реакциях и поведении. Повышенная громкость звуков, резкость света также пробуждают в ребенке потребность в безопасности, вынуждая бурно реагировать на происходящие изменения.
В дальнейшем, когда ребенок становится школьником, он тяжело переносит ссоры родителей, оскорбления, насилие, нарушения благополучия в семье, например развод родителей. Данные факторы, препятствуя удовлетворению потребности в безопасности и защите, дестабилизируют личность ребенка, заставляя воспринимать происходящие события настороженно или даже агрессивно.
У взрослого человека потребность в безопасности проявляется в стремлении иметь постоянный источник дохода, не зависеть от политической ситуации в стране, не подвергаться воздействию неизлечимых болезней и др.
Потребности принадлежности и любви
Потребности принадлежности и любви занимают третий уровень в иерархии Маслоу и начинают действовать, когда удовлетворены первые два. Данная группа потребностей обусловлена взаимосвязью в структуре личности биологического и социального. Так, с одной стороны, человеком движет биологическая потребность в продолжении рода, с другой – потребность как существа социального принадлежать к определенной группе, быть значимым для самого близкого окружения.
В детском возрасте данная потребность проявляется в необходимости ощущать любовь и заботу родителей. В подростковом возрасте человек уже стремится к любви в форме признания его независимости и самостоятельности. В период интенсивного полового созревания молодые люди испытывают потребность в любви в форме сексуальной близости.
Характеризуя данную потребность, Маслоу выделяет два вида любви:
- Д-любовь – дефицитарная – любовь за что-то, дающая возможность получить то, чего конкретному человеку не хватает (уважения, материального благополучия, внимания и заботы).
- Б-любовь – бытийная – любовь просто за сущность человека со всеми его достоинствами и недостатками. В качестве примера можно рассматривать любовь матери к ребенку.
Потребности самоуважения и самоактуализации
Четвертый уровень составляют потребности самоуважения, к которым относятся:
- в большей мере стремление человека уважать себя за свои отличительные качества, достоинства, компетентность в определенной сфере деятельности;
- потребность в уважении другими людьми, в том числе значимым окружением; проявляется данная потребность в стремлении обладать определенной репутацией, статусом, влиянием и т. п.
Пятый – наивысший – уровень занимает потребность в самоактуализации, то есть полноценному применению собственных задатков на практике, реализации способностей и таланта. В самом общем смысле самоактуализация – стремление человека стать тем, кем он может стать. Личность, которая достигла наивысшего уровня в иерархии потребностей, способна добиться полной реализации своего потенциала. Анализируя данный тип потребностей, А. Маслоу писал: «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничего не отнято. Средний человек – это человек с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями».
Самоактуализация не всегда проявляется в творчестве, в создании произведений искусства. Спортсмен, преподаватель, политик – любой человек способен продемонстрировать свои способности в практической деятельности, поэтому варианты самоактуализации безграничны. Лишь достигая высшего уровня иерархии потребностей, люди проявляют максимально возможные различия в социальной группе, демонстрируют особую индивидуальность.
По оценке Маслоу, самоактуализации достигают, как правило, одаренные люди, и число их составляет менее 1% от всего населения. Причин столь незначительного количества самоактуализировавшихся личностей несколько:
- люди не осознают границы своего потенциала или вовсе не знают о его существовании;
- потребность в безопасности оказывает негативное влияние на реализацию потребности в самоактуализации. В процессе развития человеку необходимо идти на риск, ошибаться, отказываться от старых привычек и стереотипов, что может порождать страх, тревогу, и тем самым уменьшать чувство безопасности;
- социум может подавлять тенденции к самоактуализации.
Потребность самоуважения и потребность самоактуализации имеют социальную природу и свойственны лишь человеку как члену общества.