Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых. Ученые, которые занимались проблемой общения: Э. Берн, Б. Д. Парыгин, Г.М.Андреева, Л. Карпенко, А.Н. Леонтьев и др. Для изучения проблемы интерактивной функции общения рассмотрим понятие данного термина, а также коснемся трансактного анализа Э. Берна.
Понятие общения
Как известно, человеку как социальному существу присуще общение. Без последнего не может протекать ни одно взаимодействие с другими членами общества.
В общем, общение является определенным процессом, в котором протекает межличностное взаимодействие. Данный процесс детерминируется потребностями субъектов, которые вступают во взаимодействие, и направлен на удовлетворение этих потребностей.
Общение как никогда актуально в современном мире, так как увеличивается количество информации. Кроме того, стремительно растет число профессий по типу «человек-человек».
Понятие интерактивной функции общения
Интерактивная функция общения – это функция, которая направлена на сам процесс взаимодействия между людьми.
Сущность интерактивной функции общения
Интерактивная функция общения предусматривает не только передачу информации между людьми и само их взаимодействие, но также и определенное влияние на других людей.
Регуляторами поведения могут выступать:
- советы;
- инструкции;
- требования;
- приказы и др.
Совместная деятельность, ее содержание и условия выполнения выстраивают такую модель взаимодействия личностей, когда каждый из участников последовательно влияет своими поступками на других и в свою очередь изменяет свои действия под их влиянием.
Социальный контроль — это оценка деятельности с точки зрения ее соответствия принятым в обществе нормам поведения, которые регламентируются нормами взаимоотношений людей. Совместная деятельность людей – это общественное явление, которое происходит под социальным контролем.
Взаимодействие между людьми происходит эффективно, если их поведение отвечает принятым примерам, тем ролям, которые играют собеседники.
Социальная роль — нормативно одобренный пример поведения, которого ждут от каждого, кто занимает ту или иную социальную позицию. Оно может восприниматься как специфическое либо профессиональное поведение — врач, учитель, инженер; возрастное — ребенок, взрослый.
В целом, выделяют три группы взаимодействия.
-
Позитивная. В данной группе выделяются:
- кооперация (упорядочение действий партнеров. А.Н. Леонтьев выделяет две черты такого типа деятельности:
- разделение единого процесса деятельности между участниками;
- изменение деятельности каждого из участников.).
- согласие,
- приспособление,
- ассоциация.
Здесь взаимодействие выступает как организация совместной деятельности.
- кооперация (упорядочение действий партнеров. А.Н. Леонтьев выделяет две черты такого типа деятельности:
-
Состязательная. В данной группе выделяются:
- конкуренция,
- соперничество.
Здесь взаимодействие выступает в качестве соревновательного момента.
-
Негативная. В данной группе выделяются:
- конфликт,
- оппозиция,
- диссоциация.
Здесь взаимодействие представляет собой различные препятствия.
Интерактивная функция общения с точки зрения трансактного анализа Э. Берна
Рассмотрим интерактивную функцию общения с позиций трансактного анализа Э. Берна. Начнем изучения вопроса с особенностей трансактного анализа. Э. Берн выделяет несколько типов поведения людей во время общения:
- взрослый;
- ребенок;
- родитель.
Специфика приведенных выше позиций отражена на рисунке 1.
Разумеется, данные позиции проявляются в общении каждого человека; при том, они вовсе не являются абстрактными. То есть они совершенно конкретны и уникальны для каждого индивида. Позиция человека определяется по:
- эмоциональной составляющей фразы;
- интонации;
- наличию/отсутствию подтекста.
Рисунок 1. Особенности позиций родителя, ребенка и взрослого по Э. Берну
Также в процессе общения происходит, следуя терминологии Э. Берна, игра. Она отражает все взаимодействия между людьми.
Игра – неосознаваемый стереотип поведения, в котором личность стремится избегнуть близости путем манипулятивного поведения.
Под близостью подразумевается свободный от игр, искренний обмен чувствами, без эксплуатации, исключающий извлечение выгоды. Под играми понимается продолжительный ряд действий, содержащих слабость, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение.
По Э. Берну выделяется три группы игры, различающихся по степени:
- игры 1-й степени приняты в обществе: они не скрываются и не приводят к тяжелым последствиям;
- игры 2-й степени скрываются: не приветствуются обществом и приводят к ущербу, который нельзя назвать непоправимым;
- игры 3-й степени скрываются: осуждаются, ведут к непоправимому ущербу для проигравшего.