Развитие психических процессов играет важную роль в формировании детской личности. Главная особенность, которая происходит с детьми в этом возрасте, связана с тем, что игровая деятельность сменяется на деятельность познавательную. У ребенка появляется желание узнать что-то новое. В этом возрасте основные психические познавательные процессы начинают приобретать произвольный характер, к ним относятся:
- восприятие
- внимание
- память
- воображение
- речь
Развитие восприятия у детей 5-6 лет
В этом возрасте у детей сформированы практически все анализаторы, благодаря которым развиваются виды чувствительности. В это период восприятие в основном происходит с помощью зрения. В этом возрасте ребенок знает все основные цвета и их оттенки.
У старших дошкольников существуют и особенности в восприятии на слух, они больше улавливают динамику музыки, темп и ритм.
В это период продолжает прогрессировать кинетическая чувствительность. Для развития этой стороны психологической деятельности педагогам и родителям необходимо прибегать к использования различных подвижных игр, гимнастике, упражнениям.
У детей этого возраста улучшается восприятие запахов. Они делают меньше ошибок в узнавании тех или иных запахов.
Дети этого возраста иначе начинают воспринимать пространство. Они уже достаточно хорошо разбираются в формах предметов, их длине, ширине, высоте.
Дети начинают ориентироваться во времени. Они понимают, когда утро – день, а когда вечер-ночь.
В возрасте 5 лет восприятие еще является не произвольным, постепенно оно переходит в произвольное.
Развитие внимания у детей 5-6 лет
Под понятием внимание понимают процесс, благодаря которому происходит познавательная деятельность. Существует три вида внимания, к ним относятся:
- непроизвольное внимание
- произвольное внимание
- после произвольное (возникает как интерес в процессе работы или обучения.)
Основной из характеристик внимания является его устойчивость. В этом возрасте устойчивость внимания продолжает совершенствоваться.
Следует также отметить, что в этом возрасте особенностью внимания ребенка является то, что особо его привлечению способствуют яркие, привлекательные предметы.
Дети этого возраста могут концентрировать свое внимание на одном виде деятельности примерно 1-1, 5часов. Следует так же отметить, что в этом возрасте происходит увеличение объёма внимания. То есть ребенок уже в состоянии запомнить больше предметов за один раз.
Несмотря на то, что внимание становится произвольным, непроизвольное внимание продолжает преобладать у старших школьников и сохраняется примерно до начала школьного обучения.
Развитие памяти у детей 5-6 лет
Память является одной из основных особенностей человека. Благодаря памяти у человека происходит интеллектуальное развитие. На развитие памяти в этом возрасте оказывает колоссальное влияние звуковые и зрительные впечатления. С возрастом память ребенка усложняется. В этом возрасте память детей характеризуется фотографичностью. Это значит, что ребенок без труда в состоянии идеально выучить сказку или стих. В этом возрасте процесс запоминания является не произвольным. Но вскоре начинает формироваться произвольная память, то есть ребенок в состоянии применить усилие для того что бы что-то запомнить. В этом возрасте начинает преобладать наглядно образная память, а затем и словесно-логическая.
У ребенка в этом возрасте функционирует как кратковременная память, так и долговременная. Хорошо и надолго можно запомнить тот материал, который адекватно понят. Осмысленное запоминание несомненно лучше механического.
Очень важно чтобы родители и педагоги развивали память детей, для этого подойдут заучивание стихотворений и сказок, рассказы о том, что происходило в течении дня.
Развитие воображения у детей 5-6 лет
Развитие воображения в этом возрасте у детей выражается в процессе, когда ребенок в состоянии использовать один предмет в роли другого. Развитие воображения в основном происходит в играх. В возрасте 5-6 лет воображение преобразовывается из продуктивного в творческое. Творческое воображение может быть двух типов:
- произвольное, то есть ребенок сам придумывает некую идею
- появление плана осуществления новой идеи
Воображение ребенка в этом возрасте выполняет определенные функции: позновательно-интелектуальную и аффектно-защитную. Познавательная знакомит ребёнка с окружающим миром, аффектная помогает ребенку защитится от лишних переживаний.
В возрасте 5-6 лет детское воображение не отделимо от игрушек и игр. Именно в возрасте 5-6 лет начинается активация процессов воображения. Сначала появляется репродуктивное воображение, а потом формируется творческое воображение.
Развитие речи у детей 5-6 лет
Словарный запас ребенка 5-6 лет составляет примерно 2500-3000 слов. Дети уже знают обобщающие слова, знают названия большого количества предметов и явлений. Постепенно дети осваивают правленое произношение всех слов. Уже к 6 годам дети не переставляют звуки и слоги в словах.
В речи детей 5-6 лет присутствуют простые и сложные предложения, простые уже являются распространёнными. В этом возрасте дети уже знакомы практически со всеми частями речи. Дети уже достаточно хорошо воспринимают на слух и воспроизводят речь.
В речи ребенка 5-6 лет могут встречаться некоторые недочеты в произношении. Некоторые дети вместо «р» произносят «л», шипящие не во всех случаях произносятся правильно.
В этом возрасте следует больше уделять внимания слушанию речи взрослых. Дети слушают сказки и истории, рассказанные взрослыми, аудиозаписи, затем самостоятельно имитируют правильную речь.
Дети тренируются в пересказе, они могут пересказать небольшую динамичную историю, а также выполнить пересказ по картинкам.
Насколько правильно говорит ребенок свидетельствует о том насколько он развит, так же правильная речь способствует правильной коммуникации. В этом возрасте важно начинать развивать диалогическую речь, а также важно учить ребенка правильной интонации.