Определение понятия «динамика психических процессов»
Динамика психических процессов - это важная характеристика любого вида психологической деятельности. Это понятие включает в себя такие аспекты как скорость и регулярность. Динамика психических процессов находится под воздействием разноуправляемых структур. Динамика психических процессов зависит от возбуждения, утомления, стресса и других режимов мозговой работы. У разных людей наблюдается разная динамика этих процессов.
Развитие психических процессов может нести количественные, качественные и структурные изменения в психологических функциях. Психические функции могут подразделяют на:
- натуральные
- высшие
К натуральным психическим функциям относят естественные, природные психические функции, они, в свою очередь, создают предпосылки для развития высших психических функций. Высшие психические функции являются более организованными по сравнению с натуральными.
Динамика восприятия
Количественные изменения восприятия сводятся к увеличению его объема. Происходит увеличение точности восприятия. Пик показателей человеческого восприятия набирает максимальность к 21 году, а после 33 лет начинается снижение показателей. После 55 лет происходит деградация критериев восприятия.
В младенчестве детское восприятие является натуральным, в дошкольном возраст восприятие начинает культурно развиваться, в младшем школьном возрасте восприятие становится самостоятельной деятельностью.
К качественным изменениям относится и тот факт, что происходит формирование регулярной речевой функции, поэтому восприятие становится:
- организованным
- осознанным
- произвольным
Ребенок начинает осваивать сенсорные эталоны – искусственно выработанные образцы специальных культурных средств, которые характеризуются перцептивным действием.
Высшие формы восприятия достигают своего пика в подростковом возрасте. В старосте не обязательно происходит их деградация, это зависит от деятельности индивида.
Структурные изменения заключаются в том, что в раннем возрасте процесс восприятия является доминирующем, он связан с эмоциями и движением.
В дошкольном возрасте начинают образовываться связь с памятью и с другими процессами, в результате появляется такое новое качество как константность.
Мышление начинает формировать доминирующую позицию в школьном возрасте, в результате этого происходит формирование категориальности и осмысленности.
Для того что бы происходило развитее процесса восприятия необходимы определенные условия: нормально функционирующая центральная нервная система, обучение и деятельность.
Динамика мышления
Говоря о количественных изменениях в процессе мышления, следует сказать, что во время развития мышления увеличиваются такие его показатели как:
- гибкость
- точность
- скорость
Качественные изменения процесса мышления объясняются присвоением культурных средств. Наглядно-действенное мышление является доминирующем в раннем возрасте, на этом этапе мышление является натуральным. В дошкольном возрасте мышление начинает своё культурное развитие. Благодаря развитию речевой функции мышление становится:
- организованным
- осознанным
- произвольным
Происходит овладение специальными культурными средствами. Формируются такие понятия как пространственность, время, логичность.
Развитие речевого мышлении подразделяется на три стадии:
- Установка субъективных ассоциативных связей (младенчество)
- Установка несущественных объективных связей межу понятием и предметом (дошкольный возраст)
- «Мышление в понятиях» (школьники)
В зрелом возрасте качественные особенности процесса мышления зависят от того, какой деятельностью занимается человек.
В мыслительном процессе так же происходят и структурные изменения. В младенчестве как ведший вид мышления доминирует восприятие. В дошкольном возрасте в доминирующей позиции находится память. В школьном возрасте начинает доминировать понятийное мышление.
Динамика памяти
Говоря о количественные изменения памяти, следует указать что с возрастом увеличивается скорость образования ассоциаций, объем памяти, точность, прочность запоминания, длительность хранения. После 33 лет эти показатели начинают снижаться, а после 55 лет начинается их деградация.
Качественные изменения памяти связаны с присвоением культурных средств. Происходит формирование функции речи в результате чего память становится:
- организованной
- осознанной
Ребенок начинает осваивать специальные культурные средства организации памяти:
- образные средства
- символические средства
- мнемотехники
С возрастом происходят структурные изменения памяти. В раннем возрасте ребенок не может вычленять память из своего восприятия. В дошкольном возрасте память становится доминирующим процессов. В школьном возрасте появляется осмысленность, это дает увеличение объема, точности, прочности запоминания.
Динамика воображения
Говоря о количественных изменениях, нужно отметить, что с возрастом образы начинают появляться быстрее, а также растет их количество. Пик воображения наступает в возрасте 33 лет, и выраженного его снижения в старческом возрасте не обнаруживается.
Развитие воображения начинается в дошкольном возрасте. Постепенно воображение становится осознанным и произвольным. Ребенок начитает осваивать специальные культурные средства воображения:
- планы
- наглядные модели
В зрелом возрасте продуктивность процессов воображения зависит от той деятельности которой занимается человек.
Структурные изменения заключаются в следующем: в раннем возрасте есть только предпосылки для развития воображение, в дошкольном возрасте сначала формируется воссоздающее воображение, затем творческое. В младшем школьном возрасте идеи воображения сокращаются, так как в этот период доминирующую роль на себя берет мышление. В подростковом возрасте воображение снова повышается так как начинает появляться потребность в самовыражении.
Динамика внимания
К количественным изменениям относятся увеличение устойчивости внимания и сосредоточенность. Увеличивается объем и распределение, ускоряется переключаемость между объектами внимания. После 55 лет внимание начинает инволюционировать.
Изначально внимание натурально. Затем при формировании речи оно становится организованным и осознанным. Пик внимания приходится на юношеский возраст.
В раннем возрасте доминирующую позицию занимает эффектное внимание, в дошкольном возрасте доминируют объекты сосредоточения, в младшем школьном возрасте – «объекты-мысли», в подростковом «объекты-чувства»
Динамика эмоций
К количественным изменениям эмоций можно отнести, то что они по мере взросления человека становятся устойчивее, возникают быстрее. В определенные возрастные периоды может наблюдаться неустойчивость эмоций.
В раннем возрасте эмоции натуральны, в дошкольном и раннем школьном возрасте они становятся более управляемыми. По мере увеличения опыта эмоции обогащаются, появляется способность интерпретировать и выражать эмоции.
В раннем возрасте доминирующая роль отведена эффектному восприятию, в дошкольном возрасте эмоции становятся более устойчивыми, в школьном возрасте эмоции приобретают звено интеллекта.
Динамика воли
На ранних этапах воля и произвольность развиваются отдельно. Соединение происходит их в дошкольном возрасте. Психологи выделяют следующие этапы развития воли:
- «мотивирующие представления» - собственные желания (младенчество)
- осознание собственных желаний (ранний возраст)
- иерархия мотивов (дошкольники)