Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Динамика психологических процессов

Определение понятия «динамика психических процессов»

Динамика психических процессов - это важная характеристика любого вида психологической деятельности. Это понятие включает в себя такие аспекты как скорость и регулярность. Динамика психических процессов находится под воздействием разноуправляемых структур. Динамика психических процессов зависит от возбуждения, утомления, стресса и других режимов мозговой работы. У разных людей наблюдается разная динамика этих процессов.

Развитие психических процессов может нести количественные, качественные и структурные изменения в психологических функциях. Психические функции могут подразделяют на:

  • натуральные
  • высшие
Замечание 1

К натуральным психическим функциям относят естественные, природные психические функции, они, в свою очередь, создают предпосылки для развития высших психических функций. Высшие психические функции являются более организованными по сравнению с натуральными.

Динамика восприятия

Количественные изменения восприятия сводятся к увеличению его объема. Происходит увеличение точности восприятия. Пик показателей человеческого восприятия набирает максимальность к 21 году, а после 33 лет начинается снижение показателей. После 55 лет происходит деградация критериев восприятия.

В младенчестве детское восприятие является натуральным, в дошкольном возраст восприятие начинает культурно развиваться, в младшем школьном возрасте восприятие становится самостоятельной деятельностью.

К качественным изменениям относится и тот факт, что происходит формирование регулярной речевой функции, поэтому восприятие становится:

  • организованным
  • осознанным
  • произвольным

Ребенок начинает осваивать сенсорные эталоны – искусственно выработанные образцы специальных культурных средств, которые характеризуются перцептивным действием.

Высшие формы восприятия достигают своего пика в подростковом возрасте. В старосте не обязательно происходит их деградация, это зависит от деятельности индивида.

«Динамика психологических процессов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Структурные изменения заключаются в том, что в раннем возрасте процесс восприятия является доминирующем, он связан с эмоциями и движением.

В дошкольном возрасте начинают образовываться связь с памятью и с другими процессами, в результате появляется такое новое качество как константность.

Мышление начинает формировать доминирующую позицию в школьном возрасте, в результате этого происходит формирование категориальности и осмысленности.

Замечание 2

Для того что бы происходило развитее процесса восприятия необходимы определенные условия: нормально функционирующая центральная нервная система, обучение и деятельность.

Динамика мышления

Говоря о количественных изменениях в процессе мышления, следует сказать, что во время развития мышления увеличиваются такие его показатели как:

  • гибкость
  • точность
  • скорость

Качественные изменения процесса мышления объясняются присвоением культурных средств. Наглядно-действенное мышление является доминирующем в раннем возрасте, на этом этапе мышление является натуральным. В дошкольном возрасте мышление начинает своё культурное развитие. Благодаря развитию речевой функции мышление становится:

  • организованным
  • осознанным
  • произвольным

Происходит овладение специальными культурными средствами. Формируются такие понятия как пространственность, время, логичность.

Развитие речевого мышлении подразделяется на три стадии:

  • Установка субъективных ассоциативных связей (младенчество)
  • Установка несущественных объективных связей межу понятием и предметом (дошкольный возраст)
  • «Мышление в понятиях» (школьники)

В зрелом возрасте качественные особенности процесса мышления зависят от того, какой деятельностью занимается человек.

В мыслительном процессе так же происходят и структурные изменения. В младенчестве как ведший вид мышления доминирует восприятие. В дошкольном возрасте в доминирующей позиции находится память. В школьном возрасте начинает доминировать понятийное мышление.

Динамика памяти

Говоря о количественные изменения памяти, следует указать что с возрастом увеличивается скорость образования ассоциаций, объем памяти, точность, прочность запоминания, длительность хранения. После 33 лет эти показатели начинают снижаться, а после 55 лет начинается их деградация.

Качественные изменения памяти связаны с присвоением культурных средств. Происходит формирование функции речи в результате чего память становится:

  • организованной
  • осознанной

Ребенок начинает осваивать специальные культурные средства организации памяти:

  • образные средства
  • символические средства
  • мнемотехники

С возрастом происходят структурные изменения памяти. В раннем возрасте ребенок не может вычленять память из своего восприятия. В дошкольном возрасте память становится доминирующим процессов. В школьном возрасте появляется осмысленность, это дает увеличение объема, точности, прочности запоминания.

Динамика воображения

Говоря о количественных изменениях, нужно отметить, что с возрастом образы начинают появляться быстрее, а также растет их количество. Пик воображения наступает в возрасте 33 лет, и выраженного его снижения в старческом возрасте не обнаруживается.

Развитие воображения начинается в дошкольном возрасте. Постепенно воображение становится осознанным и произвольным. Ребенок начитает осваивать специальные культурные средства воображения:

  • планы
  • наглядные модели

В зрелом возрасте продуктивность процессов воображения зависит от той деятельности которой занимается человек.

Структурные изменения заключаются в следующем: в раннем возрасте есть только предпосылки для развития воображение, в дошкольном возрасте сначала формируется воссоздающее воображение, затем творческое. В младшем школьном возрасте идеи воображения сокращаются, так как в этот период доминирующую роль на себя берет мышление. В подростковом возрасте воображение снова повышается так как начинает появляться потребность в самовыражении.

Динамика внимания

К количественным изменениям относятся увеличение устойчивости внимания и сосредоточенность. Увеличивается объем и распределение, ускоряется переключаемость между объектами внимания. После 55 лет внимание начинает инволюционировать.

Изначально внимание натурально. Затем при формировании речи оно становится организованным и осознанным. Пик внимания приходится на юношеский возраст.

В раннем возрасте доминирующую позицию занимает эффектное внимание, в дошкольном возрасте доминируют объекты сосредоточения, в младшем школьном возрасте – «объекты-мысли», в подростковом «объекты-чувства»

Динамика эмоций

К количественным изменениям эмоций можно отнести, то что они по мере взросления человека становятся устойчивее, возникают быстрее. В определенные возрастные периоды может наблюдаться неустойчивость эмоций.

В раннем возрасте эмоции натуральны, в дошкольном и раннем школьном возрасте они становятся более управляемыми. По мере увеличения опыта эмоции обогащаются, появляется способность интерпретировать и выражать эмоции.

В раннем возрасте доминирующая роль отведена эффектному восприятию, в дошкольном возрасте эмоции становятся более устойчивыми, в школьном возрасте эмоции приобретают звено интеллекта.

Динамика воли

На ранних этапах воля и произвольность развиваются отдельно. Соединение происходит их в дошкольном возрасте. Психологи выделяют следующие этапы развития воли:

  • «мотивирующие представления» - собственные желания (младенчество)
  • осознание собственных желаний (ранний возраст)
  • иерархия мотивов (дошкольники)
Дата последнего обновления статьи: 26.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot