Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Групповая динамика и ее психологические механизмы

Все предметы / Психология / Групповая динамика и ее психологические механизмы
Определение 1

Групповая динамика — это совокупность социально-психологических процессов и явлений внутри группы. Они характеризуют весь цикл жизнедеятельности малой группы и его стадии (образование, функционирование, развитие, стагнация, регресс, распад).

Понятие и особенности групповой динамики

Групповая динамика представляет собой процесс взаимодействия членов группы. Он происходит через взаимозависимость и взаимное влияние для удовлетворения личных и групповых интересов и потребностей.

Важные процессы групповой динамики включают:

  • формирование малых групп,
  • руководство и лидерство,
  • образование норм,
  • выработку групповых ценностей, мнений и правил,
  • развитие функционально-ролевой структуры,
  • процесс сплочения группы,
  • конфликтные ситуации,
  • групповое давление и конформизм,
  • процесс принятия групповых решений и др.

Состояние группы нельзя считать статичным. Оно трансформируется под воздействием внешних и внутренних причин, постоянно подвергается изменениям. Изменения в группе могут быть небольшими (не способными поставить под угрозу жизнь группы в целом) и значительными (приводящими к нарушению равновесия).

Психологический обмен в группе (ценностный обмен) состоит в определенном механизме групповой динамики, в ходе которого присутствует обоюдное удовлетворение участниками взаимодействия соответствующих социальных потребностей. Это происходит путем взаимного представления необходимых ценностей.

Психологические механизмы групповой динамики

Все процессы групповой динамики подчинены двум базовым законам.

В соответствии с первым из них целое преобладает над частями, а отдельные составляющие способны объединяться в целое.Первый закон рассматривает группу не просто как сумму индивидов. Группа здесь представляет собой общность, влияющую на поведение ее участников. Со стороны внешнего мира более просто оказать влияние на поведение всей группы, чем на поведение каждого участника в отдельности, при этом каждый член признает свою зависимость от других.

Готовые работы на аналогичную тему

Второй закон предполагает, что не сходство, а определенная взаимосвязь участников группы представляет собой основу для ее формирования и динамики. Индивид предпочтет стать участником такой группы, с которой он отождествляет себя, а не с той, от которой он будет больше всего зависеть.

В соответствии со вторым законом человек останется среди тех индивидов, к которым он себя причислил. Это будет происходить даже в той ситуации, когда их поведение окажется несправедливым, а давление недружелюбным.

Категория «групповая динамика» состоит из нескольких базовых составляющих. Цели группы определяются той более общей системой, в состав которой она включена. Основную роль здесь играют личностные качества лидера. Групповые цели не всегда совпадают с целями отдельных ее участников. Это особым образом оказывает воздействие на групповую динамику.

Цель группы может представлять собой конвергенцию личных целей, а нормы группы возникают при следующих условиях:

  • Наличие общей цели;
  • Стремление сохранить стабильность группы;
  • Наличие общих представлений, которые сформировались в группе;
  • Подражание другим группам;
  • Страх перед санкциями.
Замечание 1

Нормы, которые выработала сама группа, как правило, защищаются ее членами. Группа в динамике оказывает давление на своих участников и заставляет их подчиняться данным нормам.

Структура группы может быть определена совокупностью (репертуаром, набором) социальных ролей, которые должны исполнять ее члены. Одной из важнейших ролей является роль лидера в группе, который выдвигается при взаимодействии и в ходе динамики.

Лидер формирует группу вокруг себя при соответствии его норм и ценностей. Он осуществляет управление группой в процессе достижения групповых целей, импонируя группе, ведя ее, побуждая к действиям, организуя и планируя. Лидером создается программа действий, которая позволяет управлять деятельностью группы. Он должен при этом проявлять более высокую активность, чем все остальные участники. Помимо лидера в группах существуют другие социальные роли.

Схема групповой динамики

Есть большое число подходов, описывающих психологические особенности взаимодействия субъектов группы в ее динамике. Концепция, которую разработал советский психолог Л. И. Уманский, определяет следующую схему. В центре объединения расположена группа-конгломерат. Она включает людей, которые не знакомы между собой. На полюсах тем временем располагаются коллектив и антиколлектив.

Развитие группы в сторону полюса «коллектив» предполагает прохождение двух качественно новых этапов: кооперация и автономизация. При этом между группой-кооперацией и группой-конгломератом проявляются стадии развития, представляющие собой «номинальную группу» и «группу-ассоциацию».

Американским социальным психологом Такменом была разработана двухфазная модель с описанием динамики развития. Автор теории выделил две области групповой активности: деловая (здесь происходит решение групповой задачи) и межличностная (осуществляется развитие групповой структуры). Предполагается, что в этих областях группа должна пройти через четыре стадии своего развития.

В области деловой активности первая стадия состоит в ориентировке в задаче, когда члены группы ищут оптимальный способ ее решения. На стадии эмоционального ответа на некоторые требования группа противодействует общим требованиям, которые предъявляются им по причине несовпадения индивидуальных намерений и предписаний.

На стадии открытого обмена релевантными интерпретациями происходит групповая жизнь с максимальным информационным обменом. Это дает возможность партнерам более глубоко проникнуть в намерения друг друга, предлагая альтернативную трактовку информации. Для этапа принятия решений характерны конструктивные попытки решения общей задачи.

В области межличностной активности наступает стадия проверки и зависимости. Здесь каждый член группы производит оценку характера действий других участников и ищет взаимоприемлемое поведение в рамках группы. На стадии «внутреннего конфликта происходит нарушение взаимодействия в группе, а на этапе развития групповой сплоченности отношения постепенно приходят к гармонии.

Наконец для стадии функционально-ролевой соотнесенности присуще формирование определенной ролевой структуры группы в качестве своеобразного резонатора, с помощью которого происходит проигрывание решения групповых задач.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис