Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Детерминанты группообразования

Все предметы / Психология / Детерминанты группообразования

Психологические и социальные детерминанты группообразования

Определение 1

Группообразование – это превращение случайной общности людей в трудоспособную малую группу.

Существуют психологические и социальные факторы вхождения людей в группу. К социальным факторам относят внешние, причины возникновения которых находятся вне групп. Эти причины определяются более широкой социальной системой. Например, при появлении новой фирмы образуются новые формальные группы. К социальным факторам здесь можно отнести требования производства, запросы общества, престижность профессии, материальный фактор, успешность группы и др. Что касается психологических детерминант, то они связаны со стремлением членов группы к удовлетворению потребностей в безопасности, в самоуважении, в достижении целей, во взаимной защите и взаимопомощи, в личностных предпочтениях и др.

Замечание 1

Американские специалисты в качестве главных причин вступления человека в неформальную группу определяют потребность в помощи и защите, потребность в общении и симпатии, потребность в информации, потребность в выполнении какой-либо определенной работы.

Для формирования группы необходимы определенные условия и их соблюдение. К условиям относятся:

  • общая территория, на которой можно вместе собраться, чтобы обсудить те или иные вопросы;
  • непосредственный контакт для того, чтобы была возможность установления официальных и неофициальных взаимоотношений;
  • время для установления прочных контактов, трудовых связей;
  • численный состав группы, от чего зависит ход групповых процессов и её эффективность.

Для эффективной работы группы, считает С. Паркинсон – американский психолог, она должна объединять 15-16 человек. Как правило, группа создается целенаправленно, она не появляется спонтанно, поэтому процесс группового целеполагания будет субъективным условием её формирования как целого.

Готовые работы на аналогичную тему

Задача и цель группы, как понятия, разделяются. Целью является то, к чему члены группы стремятся, цель может носить краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный характер. Для достижения целей надо решить определенные задачи, которые являются способами действий. Задачи – это этапы в продвижении к нужному результату, поэтому они должны быть конкретными. Если цель всегда бывает стабильной, то задачи, в результате каких-либо ситуаций, можно изменить. Однако все задачи должны подстраиваться под цель.

Чтобы члены группы воспринимали внешнюю задачу как внутреннюю личную цель, целеполагание проходит несколько этапов, в результате чего достигается конвергенция.

Достичь групповых целей можно только в процессе совместной деятельности, которая ориентирует участников на общий предмет труда.

Любая группа имеет свою структуру, которая определяется совместной деятельностью. Формальная структура предполагает официальное распределение обязанностей между участниками группы.

Неформальная структура представляет собой не жесткую иерархическую систему, формирующуюся на основе межличностных взаимоотношений. Статусными в такой группе являются позиции лидера, принятых, изолированных, отвергнутых.

Этапы развития группы

Как правило, малые группы не являются статичными. Каждая из них развивается по-своему, хотя существуют и некоторые общие закономерности.

Пятиступенчатую модель развития группы формируют такие этапы:

  1. стадия формирования (начальная);
  2. стадия внутригруппового конфликта (стадия психологической напряженности);
  3. стадия нормализации и сплоченности членов группы;
  4. стадия наибольшей работоспособности;
  5. заключительная стадия.

На начальной стадии происходит первое знакомство участников группы, возможно ощущение первичной напряженности, потому что уровень доверия на этом этапе очень низок. Волнение, нетерпение, подозрение, опасение, беспокойство испытывают все члены группы относительно будущей работы и способов взаимодействия друг с другом.На этой стадии конфликт ещё не существует, поскольку каждый стремится произвести хорошее впечатление. Структура группы и её цели не определены, нет ясности, кто будет лидер, и какой тип поведения приемлем.

Вторая стадия связана с развитием психологической напряженности и внутригрупповым конфликтом – для команды эта стадия является очень сложной. Стадия характеризуется сопротивлением выполнению задач, колебаниями относительно членов команды, обсуждением проблем среди участников группы, разбивкой на подгруппы, поиском союзников, восприятием иерархии, отсутствием единства, повышенной напряженностью. Идет открытая борьба за лидерство и распределение ролей.

Сплоченность группы и нормализация отношений наступает в период третьей стадии. Члены группы принимают основные правила, распределяют обязанности, как групповые, так и индивидуальные. Конкуренция замещается на сотрудничество, а эмоциональный конфликт снижается. На данном этапе развития группы появляется феномен доверия, люди идентифицируют себя с группой и уже заботятся об общем успехе группы. Групповые роли распределяются в соответствии со статусом, а нормы и модели поведения всем понятны.

Четвертая стадия – это время наибольшей работоспособности группы. Группа полностью функциональна, энергия направлена на эффективную работу и высокие результаты. Это время плодотворной работы, потому что отношения между членами группы улажены, сформулированы ожидания, приняты сильные и слабые стороны друг друга. На этом этапе группа существенно продвигается вперед, поскольку стала вполне зрелым коллективом с высоким уровнем доверия и низкой напряженностью. Но, такая ситуация не может продолжаться сколь угодно долго и группа вступает в следующую, заключительную стадию – стадию распада.

Распад группы может быть запланированным и незапланированным. Незапланированный распад, в принципе, является внезапным концом, а психологическая незавершенность, шок и негативные эмоции омрачают совместный накопленный опыт.

Механизмы групповой динамики

Групповая динамика представляет собой внутригрупповые социально-психологические процессы, которые характеризуют всю жизнедеятельность группы и её этапы.

Механизмы групповой динамики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Механизмы групповой динамики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Под влиянием разнообразных причин, имеющих внутренний и внешний характер, в группе происходят изменения. Значительные изменения нарушают групповое равновесие и приводят к распаду группы – группа не может перестроиться, не может обрести новое состояние равновесия.

Замечание 2

С точки зрения динамики жизнь группы – это есть чередование состояний равновесия и его нарушения. В любой группе есть силы, которые её сплачивают и разрушают.

Характер групповой динамики зависит от эмоционального состояния группы. Каждый член группы тем или иным образом влияет на жизнедеятельность группы и сам испытывает её влияние со стороны других членов. Подобный опыт личность глубоко переживает.

Подобное влияние способствует реальному изменению социального поведения, способствует пониманию условий жизни группы.

Работа группы зависит от качества взаимоотношений её членов, и даже нормальные люди могут стать невротиками.

В групповой динамике выделяется несколько механизмов – это разрешение групповых противоречий, идеосинкразический кредит, психологический обмен.

Специалисты выделяют следующие типы групповых противоречий:

  • противоречия между растущими потенциальными возможностями группы и её деятельностью;
  • между стремлением её членов к самореализации и усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру.

Психоаналитик Ф. Шамбо выделяет ещё один тип внутригрупповых противоречий – все причины развития группы он сводит к конфликту между лидером группы и последователями.

Идеосинкразический кредит означает такую ситуацию, когда лидер группы может нарушить групповые нормы без последствий для него. Любой другой член группы нарушить групповые нормы не может.

Феномен этого кредита выступает как одно из условий внедрения в жизнь группы инновационных элементов, создавая тем самым возможность перехода группы на более высокую ступень жизнедеятельности.

Что касается психологического обмена, то он является необходимым условием построения и развития системы межличностных отношений в группе.

Происходит как бы обмен определенных форм поведения на статус. Суть этого обмена заключается в обоюдном удовлетворении участниками группы определенных социальных потребностей друг друга.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Валентина Николаевна Норина

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 38 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис