Сущность понятия «прокрастинация»
Прокрастинация – это откладывание выполнения каких-либо действий на более поздние сроки, что приводит к ухудшению качества работы и отрицательным эмоциональным реакциям.
Для отечественной психологии этот термин является относительно новым.
Прокрастинация в психологическом плане представляет собой комплексный феномен, который включает в себя поведенческие, эмоциональные, когнитивные компоненты, связанные с мотивационной сферой человека. Проявляется прокрастинация в поведении – человек задерживает выполнение необходимой работы, откладывая принятие решения, при этом он хорошо осознает, что какое-либо важное дело необходимо выполнить, но отвлекается на развлечения, или какие-либо бытовые мелочи.
Проблемой прокрастинации в России занимаются энтузиасты – Н. Карловская и Я. Варваричева.
Первые исследования прокрастинации начались в 1977 г, а затем выделилось отдельное направление по изучению откладывания выполнения учебных заданий – академическая прокрастинация, суть которой заключается в том, что некоторые студенты задерживают выполнение учебных работ, например, курсовых. Связана академическая прокрастинация с тем, что у студентов не сформированы учебные навыки, а также с их неорганизованностью и общей поведенческой ригидностью. Следствием ее является низкая успеваемость и результативность обучения.
В научной литературе термин появился в 1977 г в книге П. Рингенбаха «Прокрастинация в жизни человека». Научный анализ этого феномена начал осуществляться в середине 1980-х годов – были разработаны опросники для изучения прокрастинации.
Российских психологов Н. Шухову, Е.Л. Михайлову, Я.И. Варваричеву проблема прокрастинации заинтересовала в конце XX- начале XXI века.
Прокрастинация или «синдром завтра», как отмечает П. Стиллом, в истории человечества существовал всегда, что доказывают документы древности.
Ряд авторов во главе с Милграмом выделили пять видов прокрастинации:
- ежедневную по откладыванию всяческих дел;
- прокрастинацию в откладывании принятия решений;
- невротическую, например, при выборе профессии;
- компульсивную, сочетающую в себе поведенческую и принятие решений;
- академическую.
Позже два вида – откладывание выполнения заданий и принятия решений были объединены.
Этот феномен очень широко известен, но, в России исследования по этому поводу отсутствуют. За рубежом первые научные работы появились в США в 70-е годы XX века. Что касается российских ученых, то они разрабатывали сходные понятия – лень, отсутствие силы воли, отсутствие организационных навыков, но, как психологическое явление прокрастинация к этим конструктам не относится.
Имеющиеся западные методики для выявления прокрастинации нуждаются в модификации и адаптации с учетом российских условий – это показали исследования, проведенные на психологическом факультете ОмГУ в 2005-2007 гг.
Психологическая готовность студентов к саморазвитию
Концепция развивающего обучения Л.С. Выготского, В.В. Давыдова и других отечественных ученых лежит в основе концепции самовоспитания и саморазвития личности. На этой базе личность в процессе деятельности приобретает опыт, и начинает свободно выбирать цели и средства своей деятельности, развивая способности, изменяя, формируя и воспитывая себя.
Этот факт говорит о том, что человек развивается не только под воздействием окружающей среды и наследственной программы, но и в зависимости от складывающегося опыта, качеств, способностей. Данное развитие определяется уровнем психического развития человека и называется психогенным, самопсихическим или саморазвитием.
В основе направленной активности систем любых уровней организации лежит выдвинутый и обоснованный А.А. Ухтомским фундаментальный общебиологический принцип доминанты. Если применить этот принцип к психическим процессам, то многие закономерности формирования и развития личности человека можно доказать и объяснить.
Доминанта – это временный очаг возбуждения в центральной нервной системе. В результате психические процессы человека и его поведение приобретают определенную направленность в той или иной сфере. Доминанта является мотивацией, господствующей потребностью личности в реализации направленности, являясь сильным активатором деятельности. А.А. Ухтомский считал, что доминанта является «центром» формирования любой деятельности и творчества человека.
Чтобы процессы саморазвития и самосовершенствования стали доминантными, считает Г.К. Селевко, в психическом развитии необходимо выполнение трех условий:
- осознание целей, задач, возможностей своего саморазвития;
- адекватные стили и методы внешних воздействий, условий обучения, воспитания и уклада жизни;
- создание доминантной установки мотивации на саморазвитие.
Доминанты в процессе жизнедеятельности человека сменяют друг друга и могут быть осознаваемыми, неосознаваемыми, сильными, ситуативными, долговременными, являясь при этом, важнейшим механизмом саморазвития.
Таким образом, многие современные проблемы образования можно будет решить, если удастся сформировать у студентов потребности в самосовершенствовании и саморазвитии.
Готовность студента к саморазвитию, означает осознание им потребности в полной реализации своих способностей и потенциальных возможностей в практической деятельности.
Готовность – это комплексная характеристика с целым рядом показателей – саморазвитие, мотивация, самопознание, рефлексия, самооценка, уверенность в себе, самоконтроль, самоуважение, саморегуляция, самоэффективность.
Результаты проведенных исследований говорят, что 32% студентов свою способность к саморазвитию оценивают как высокую. Среднюю способность отмечают 48,3% студентов, и 19,7% студентов оценивают способность как низкую. У студентов I и II курсов характеристики готовности к саморазвитию примерно одинаковые, что говорит об отсутствии заметных перемен в процессе обучения.
Прокрастинация в студенческой среде
Различные проявления прокрастинации в студенческой среде являются довольно устойчивыми и выступают причинами снижения академической успеваемости.
Исследования по выявлению особенностей академической прокрастинации по методике «Шкала общей прокрастинации» (К. Лэй) и методике «Диагностика личности на мотивацию к успеху» (Т. Элерс), позволили собрать эмпирический материал.
Собранные результаты по первой методике показывают, что по первой шкале 67% студентов имеют средний уровень выраженности прокрастинации, которая не оказывает существенного влияния на учебную деятельность. Низкий уровень прокрастинации имеют 23% студентов, они не откладывают выполнение учебных задач и прокрастинация для них крайне редка. Высоким уровнем прокрастинации обладает 10% студентов, которые даже не сложные учебные задачи систематически не выполняют.
Результаты по второй методике показывают, что большинство опрошенных студентов – 56%, имеют средний уровень мотивации к достижению успеха. Умеренно высокие показатели характерны для 36%, низкий уровень мотивации показывают 6% студентов и только 2% имеют очень высокий уровень мотивации.
Анализ этих данных показывает – большая часть студентов нацелена на успешную учебную деятельность, склонна к ответственности и самодисциплине в учебе.
Для изучения связи между методиками использовался корреляционный анализ. Результаты показали, что:
- между прокрастинацией и уровнем мотивации достижения успеха наблюдается обратная взаимосвязь;
- между мотивацией к успеху и мотивацией к избеганию неудач взаимосвязь прямая.
Полученные результаты говорят о том, что чем уровень академической прокрастинации будет выше, тем уровень мотивов достижения успеха, мотивов учебной деятельности и самореализации студентов будет ниже.
О тенденции частого избегания неудач также говорит высокий уровень прокрастинации, т.е. студенты, с преобладанием данного феномена в сознании, подвергаются негативной мотивации учебной деятельности, значительно чаще.
Недостаток мотивации и интереса, семейные и социальные проблемы, лень и излишняя самоуверенность, недостаточное руководство со стороны преподавателей, являются причинами академической прокрастинации.