Внимание: определение, свойства, виды
Внимание – это сквозной психический процесс, интегрирующий все уровни психической деятельности от простых сенсорных процессов до целостной личности.
Сквозной характер внимания определяется тем, что его нельзя выделить как отдельный процесс, у него нет своего продукта, в отличие от процесса представления, чей продукт – это образ и процесса мышления, чей продукт – умозаключение. Внимание «вшито» в эти психические процессы, являясь основным условием их реализации: восприятие становится более точным, мышление - сконцентрированным.
Внимание организует весь наш психический аппарат, отражая степень его внутренней слаженности. Это направленность и сосредоточенность психической деятельности.
Глобально внимание выполняет две основные функции: отбор информации и ее удержание. На этапе отбора происходит фокусировка: выбор необходимого объекта из внешней среды и отвлечение от других объектов. На этапе удержания реализуется направленность на определенную деятельность и отвлечение от побочных видов деятельности. Таким образом, внимание работает по двум направлениям - это возбуждение одних центров и торможение других.
С точки зрения свойств, внимание можно понимать как состояние и как процесс.
Как состояние в данный момент времени, внимание обладает статическими свойствами:
- направленность на объект
- объем - количество объектов, которые человек может охватить одновременно
- степень внимания – степень сконцентрированности
Как процесс, протяженный во времени, внимание характеризуется динамическими свойствами:
- переключаемость - способность направлять внимание на объект при смене видов деятельности
- распределяемость - способность разделить объем внимания между разными видами деятельности
- устойчивость - способность сохранять степень внимания на протяжении какого-то времени
По степени активности самого субъекта выделяют три вида внимания:
- Непроизвольное - естественный вид внимания, который не требует прямой активности субъекта. Оно реализуется как реакция на объекты из внешней среды (поворот головы при громком звуке; очень яркий цвет, запах).
- Произвольное - активный вид внимания, направленный на конкретный объект, необходимый для достижения какой-то цели (чтение книги в шумном транспорте перед экзаменом, наблюдение за преступником с целью поимки с поличным).
- Послепроизвольное – это вид внимания, при котором есть цель и объект, но усилий для сохранения и удержания внимания уже не требуется в силу осознанной значимости и ценности данной деятельности (например, ребенок при чтении скучного параграфа по истории войны 1812 года сначала концентрируется на информации, чтобы написать контрольную, а потом ему стало интересно, а чем же все закончилось).
Именно произвольное внимание имеет важное значение для реализации любой целеполагающей деятельности.
Развитие произвольного внимания в онтогенезе
Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием воли: способностью к самоорганизации, формированию целенаправленной деятельности.
Оно развивается на основе непроизвольного внимания, которое в дошкольном возрасте оказывается на пике развития: ребенка привлекают яркие и необычные объекты, увлекательная и эмоционально насыщенная деятельность. На данном этапе произвольная направленностью внимания еще слабо развита, все остальные свойства также находятся еще на зачаточной стадии. Произвольная направленность начинает развиваться через совместное внимание: при участии взрослого, который словом и жестом направляет внимание ребенка.
Наиболее важным шагом в развитии произвольного внимания становится игра, которая является ведущим видом деятельности в возрасте от 3-7 лет: через нее ребенок познает окружающую действительность, приобретает новые знания, умения, навыки. В игре развитию волевых качеств содействуют правила, которые определяют для ребенка рамки, внутри которых он должен себя организовывать и дисциплинировать. Большое значение здесь играет роль взрослого как носителя этих правил: он объясняет их с помощью речи, потом они вместе с ребенком повторяют их, и в последствие ребенок научается сам следовать этим правилам в результате процесса интериоризации, обучаясь таким образом дисциплинировать себя.
Развитие произвольного внимания в таком ключе носит ярко выраженный социальный характер.
Произвольное внимание является необходимым условием для реализации любой целенаправленной деятельности. Особенно велико его значение в учебно-познавательном процессе, где оно выступает в качестве контроля умственной деятельности.
Особенности функционирования произвольного внимания у студентов
С точки зрения онтогенеза, возраст от 18 лет до 21 года является наименее продуктивным для развития внимания. На данном этапе реализуется расцвет мышления и памяти. Пик развития свойств внимания приходится на возраст средней и поздней взрослости. В возрасте от 34-40 наблюдается активный спад свойств внимания.
Внимание студентов характеризуется высокой степенью неустойчивости и утомляемости, а также низкими показателями по концентрации, сосредоточенности и избирательности.
В современных отечественных исследованиях особенностей внимания студентов выделяется взаимосвязь низкой продуктивности внимания с неустойчивостью психоэмоционального состояния молодых людей в период студенческой адаптации: студентам-первокурсникам требуется больше волевых усилий для выполнения работы, требующей концентрации внимания. Процесс адаптации и стресса, вызванные началом обучения, высокая многозадачность влияют на психоэмоциональное состояние молодых людей, которое в свою очередь влияет на рассеянность и неустойчивость произвольного внимания.
Еще одной характерной особенностью внимания студентов является высокая степень его утомляемости и долгой врабатываемости в задачу. Молодые люди либо быстро включаются в работу, но через некоторое время начинают допускать ошибки вследствие утомления. Либо же происходит долгая врабатываемость в задачу с ошибками, а затем повышение продуктивности внимания через адаптацию к задаче. Так или иначе, внимание студентов характеризуется колебаниями концентрации.
Психологи отмечают, что динамику произвольного внимания в учебно-познавательной деятельности можно описать следующей последовательностью:
- врабатываемость - вхождение в работу
- высокая сосредоточенность внимания с последующими микроколебаниями
- снижение сосредоточенности и повышение утомляемости внимания
Рисунок 1. Динамика уровня внимания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сообразно данной кривой, оптимальный уровень внимания реализуется в течение 10-15 минут, после 25-30 минут наступает утомляемость. Соответственно самое продуктивное время для реализации сконцентрированной познавательной активности - первые 15 минут, после которых важно делать небольшие перерывы. Эти перерывы не должны быть чем-то кардинально отличающимся от основной деятельности, иначе очаг возбуждения перейдет в совершенно иную область.
Произвольное внимание студентов базируется на непроизвольном внимании. Поэтому успешная подача материала должна строиться на эмоциональной насыщенности, эффекте необычности, смене голосовой интонации, содержании живых примеров. Студентам сложно долго концентрироваться на монотонной и однотипной задаче. Устойчивость внимания поддерживается включением умственной деятельности в практическую: важно задавать аудитории вопросы, предлагать практические кейсы, инициировать командную работу.