Задержка речевого развития — это более позднее по сравнению с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше трех лет.
Особенности развития детской речи
Родителям и педагогам необходимо иметь знания о нормативных сроках развития детской речи. Это требуется для того, чтобы внимательно присмотреться к ребенку и сформировать для него наиболее благоприятные условия. Родители должны иметь представление о том, что такие показатели, как что сон, крик и движения способны отражать уровень развития ЦНС (центральная нервная система).
У нормально развивающегося ребенка наблюдаются следующие явления:
- Непроизвольная улыбка (10-14 недель);
- Улыбка на родные лица (2-3 месяца);
- Избирательная улыбка на голоса (4-6 месяцев).
Если к шестимесячному возрасту ребенок не начинает улыбаться, значит, у него могут быть проблемы со зрением. Крик, плач, гуление представляют собой формы врожденные, а не подражательные. Они проявляются в качестве филогенетической речевой памяти. Глухие дети развиваются аналогичным образом.
Наиболее благоприятным для психического развития детей считается физический контакт с матерью и привязанность к ней. Их коммуникация приравнивается к беседе, если малышу дается время на ответ. Для стимуляции голосовой реакции мать наклоняется над малышом и ласково улыбается, через некоторые промежутки времени она произносит одни и те же протяжные звуки. Младенцы на бессознательном уровне начинают повторять звуки и движения губ. Эти действия должны хорошо получаться у грудных детей.
Задержки речевого развития могут появиться у детей, чьи матери проявляют малое количество эмоций. Они заботятся о ребенке, но мало играют с ним, не проявляя собственных эмоций. Такой тип общения предрасполагает к появлению невротических состояний, страха, и аутических форм поведения у дошкольника.
Если ребенок попадает в группу риска, то необходимо начинать профилактику задержки речевого развития с первых месяцев. С ним важно заниматься, осуществляя тактильную стимуляцию губ, развивая слуховое внимание, стимулируя гуление и развивая моторику пальцев.
В шесть месяцев ребенок уже произносит четыре и больше слогов подряд. Он начинает постоянно «разговаривать» сам с собой и с другими людьми. Если в этот период он невосприимчив к речи в целом, реагируя только на определенные звуки, то необходимо проверить его слух.
Нормально развивающийся малыш произносит первые слова в 9-10 месяцев. В 1 год и 3 месяца он уже начинает использовать отдельные аморфные слова, которые играют роль предложения (например, «ням-ням»). В 1,5 года в одном предложении уже может содержаться пара аморфных слов. В сроки от 1 года 10 месяцев до 2 лет ребенок начинает говорить «Я». Ребенок в 3 года уже ведет беседы с окружающими людьми с помощью развернутых фраз. Он постоянно комментирует собственные действия и задает много вопросов.
Профилактика задержки развития речи
Ребенок с задержкой развития речи проявляет слабую реакцию на общение со взрослыми с самого раннего возраста. Он не реагирует на расположенные поблизости предметы, долго не может различать «своих» и «чужих». Тем не менее, к оценке степени отставания речи нужно подойти весьма осторожно. Дело в том, что развитие ребенка в дошкольном возрасте зависит от множества факторов, в частности, к ним относятся:
- Наследственные особенности,
- Общее состояние здоровья,
- Пол ребенка,
- Факторы окружающей среды,
- Масса тела при рождении,
- Степень доношенности и т.д.
Если в раннем возрасте ребенок хорошо развивается физически и интеллектуально, то всю энергию он направляет именно на это. Большая часть детей начинает использовать слова лишь на втором году жизни, но здесь также важны индивидуальные особенности.
При профилактике задержки речевого развития дошкольника необходимо обратить внимание на отрицательное влияние стрессового состояния матери и других членов семьи. В неблагополучной семье у ребенка, как правило, задерживаются сроки нормального доречевого и речевого развития. В некоторых ситуациях родители, напротив, начинают предвосхищать все желания ребенка. Они не ждут его просьб, поэтому у него не появляются стимулы к речи.
Среди факторов риска, на которые следует обратить внимание, выделяется леворукость. С возрастом детский мозг растет в объеме и созревает. Зрелость мозга представляет собой формирование связей между его клетками, которые должны с самого рождения получать как можно больше раздражителей (стимуляторов). Вначале ребенок все познает с помощью кожных ощущений. Вся поверхность тела малыша предназначена для познания действительности. Кожный анализатор способен сообщать другим анализаторам все, что необходимо.
Если дошкольник не будет ни к чему прикасаться, то он не научится видеть и слышать. По этой причине игрушки в раннем возрасте должны быть самыми разными и изготовлены из различных материалов. Ребенку важно разрешить трогать все безопасные для него предметы. Самым древним анализатором считается обонятельный. Чувствуя запах, дети запоминают его, видят предмет, который так пахнет, и слышат его название. Поэтому зона мозга, которая отвечает за обоняние, должна активно стимулироваться.
Еще одним важным анализатором является зрение. С его помощью люди познают мир дистантно (на расстоянии). Оно позволяет определять форму, цвет, размер предметов и их расположенность в пространстве. В норме дети должны соединять слова со зрительными образами. Чем больше они будут видеть предметов и явлений, связывая их со словами, тем богаче будет их лексикон. Зрительные образы должны отличаться красотой и яркостью.
С дошкольного возраста ребенка нужно водить в парки, на выставки, в театр, привлекая его внимание к прекрасному. Помимо шумных игр у него должны быть и тихие минуты. С ранних лет важно обратить внимание на развитие слухового внимания ребенка, а затем на слуховую память.
При стимуляции развития всех органов чувств, развитии мелкой и общей моторики ребенка можно говорить, что речевое развитие должно восстановиться. Профилактика задержки речевого развития у дошкольников представляет собой, таким образом, формирование условий для благоприятной коммуникации детей с педагогами и родителями, а также сверстниками. Игрушки, с которыми играют дети, должны носить развивающую направленность, а поступающая информация относиться к зоне актуального и ближайшего развития.