Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Современные концепции преодоления дисграфии у младших школьников

Особенности, формы и причины возникновения дисграфии

Определение 1

Дисграфия – это частичное расстройство письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) ряда психических функций, которые участвуют в реализации и контроле письменной речи.

Дисграфия является одной из причин трудностей в овладении письмом детьми младшего школьного возраста. Именно поэтому очень важно вовремя диагностировать дисграфию и принять все необходимые меры по ее коррекции и преодолению.

Впервые о наличии дисграфии у ребенка родители обнаруживают в период поступления ребенка в школу. У него отмечаются проблемы с письмом, имеющие характерные для дисграфии признаки. Основными признаками является то, что ребенок пишет слова с большим количеством фонематических ошибок (например, вместо буквы «б» в словах пишет букву «п»).

Замечание 1

Важно отличать дисграфию от грамматических и орфографических ошибок, которые возникают вследствие незнания ребенком правил, в то время как причиной дисграфии является нарушение психических функций.

Виды дисграфии:

  1. Артикуло-акустическая дисграфия – ребенок не правильно произносить звуки и соответственно неверно их пишет.
  2. Акустическая дисграфия – ребенок верно произносит звуки, но в процессе письма путает их со схожими по звучанию.
  3. Оптическая дисграфия – характеризуется наличием трудностей при написании букв, ребенок добавляет к буквам лишние элементы, либо напротив пропускает нужные.
  4. Дисграфия, связанная с проблемами языкового синтеза и анализа – во время письма пропускает или повторяет отдельные слоги или даже слова.
  5. Аграмматическая дисграфия – характеризуется недоразвитием грамматического строя речи.

Основные причины возникновения дисграфии:

  • Родовые травмы.
  • Внутриутробные инфекции или инфекционные заболевания в период новорожденности.
  • Генетика.
  • Педагогическая запущенность.
«Современные концепции преодоления дисграфии у младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Таким образом, ребенок, у которого поставлен диагноз дисграфия в принципе не может писать без ошибок, так как это связано не с тем, что он не знает правил или не хочет их учить, а с тем, что данное нарушение вызвано комплексным нарушением слухового, речевого, двигательного и зрительного анализаторов. То есть, ребенок не способен обрабатывать и анализировать информацию на нужном уровне.

Методы преодоления дисграфии

В случае, если у ребенка обнаружена дисграфия, то с ним необходимо начинать как можно скорее специальную коррекционную работу, в которой принимают участие не только родители и педагог, но и специалист (логопед).

В настоящее время разработано большое количество методов, средств, приемов, упражнений и методик по преодолению дисграфии у детей. В том случае, если будет организованная систематическая и целенаправленная работа, то дисграфию можно вполне успешно преодолеть и у ребенка будет возможность полноценно обучаться в массовой общеобразовательной школе.

Профилактику по возникновению и развитию дисграфии необходимо начинать еще в дошкольный период. Если у ребенка дошкольного возраста имеются речевые нарушения, задержка психического или умственного развития, а также иные аномалии в развитии, то с ним следует проводить индивидуальную коррекционную работу, направленную на профилактику возникновения дисграфии.

Профилактическая коррекционная работа по преодолению дисграфии направлена на развитие памяти, зрительно-пространственных функций, аналитико-синтетической деятельности, внимания, формирования языкового синтеза и анализа, грамматического и лексического строя речи, а также имеющихся нарушений в устной (разговорной) речи ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

Необходимо отметить, что не вся коррекционная работа по преодолению дисграфии может проводиться в дошкольном возрасте. Так, у дошкольников профилактика направлена на преодоление акустико-артикуляционной и акустической дисграфии, с остальными видами дисграфии работа проводится в период младшего школьного возраста (с поступлением ребенка в начальную школу и освоением им письменной речи).

В том случае, если родители и педагоги не обратили должного внимания на развитие ребенка, и дисграфия была выявлена достаточно поздно, то о профилактике уже речи быть не может, работа специалиста будет направлена на целенаправленное преодоление дисграфии.

Замечание 2

С целью преодоления у ребенка младшего возраста дисграфии необходимо организовать коррекционную работы, с привлечением специалистов, а также разнообразить и обогатить предметно-развивающую среду.

Предметно-развивающая среда должна обеспечивать ребенку должное количество зрительных и слуховых впечатлений, так же в ней должны присутствовать предметы и объекты, которые не только будут привлекать внимание ребенка, но и удерживать его, стимулировать мыслительную и познавательную деятельность. Кроме того, очень важно организовать коммуникативное взаимодействие ребенка со взрослыми, основанное на теплом эмоциональном взаимодействии.

С целью предупреждения развития дисграфии, могут быть использованы такие приемы:

  1. В процессе общения с ребенком обогащать свою речь интонациями.
  2. Знакомить с различными звуками, учить их различать.
  3. Учить узнавать близких и окружающих людей по голосу, различать по звучанию музыкальные инструменты.
  4. Формировать умение различать не только звук, но и его источник.

В период становления у ребенка речи очень важно развивать у него тонкую ручную моторику, поскольку активные движения рук (особенно кистей и пальцев) активизируют речевые отделы коры головного мозга, а значит, стимулируют речевое развитие ребенка.

Устранение такой проблемы как дисграфия невозможно в одиночку: родители, учителя и врачи должны объединиться и договориться о своих действиях. Назначить лечение, выполнять определенные упражнения. Задача взрослых, кроме лечения, оказать психологическую поддержку ребенку: не ругать, показывать заинтересованность в успехах, помогать.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot