Сущность и причины тревожности у детей дошкольного возраста
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в разнообразных ситуациях, в том числе и в тех, которые к этому не предрасполагают.
Основными причинами тревожности у детей дошкольного возраста являются:
- Наличие внутреннего конфликта.
- Нарушение во взаимоотношениях с родителями, педагогами, сверстниками и т.д.
- Противоречивость тех требований, которые предъявляются к ребенку со стороны родителей и воспитателей детского сада.
- Неадекватность требований к ребенку. Чаще всего завышенные требования к возможностям ребенка со стороны родителей.
- Негативные требования, унижающие ребенка, ставящие его в зависимое состояние.
Основной причиной возникновения тревожности у детей дошкольного возраста является нарушение детско-родительских отношений.
Тревожность необходимо отличать от тревоги.
Тревога – это кратковременное эпизодическое проявление волнения и беспокойства.
То есть, по своей природе тревога является кратковременным явлением, в то время как тревожность достаточно устойчивое и длительное состояние. Например, если ребенок волнуется перед ответственным выступлением на утреннике, чтением стихотворения наизусть и т.д., то это тревога. Если же состояние тревоги повторяется многократно в различных ситуациях (ответы на занятиях, общение с людьми и т.д.), то это уже говорит о наличии у ребенка тревожности
Таким образом, тревожность, в отличие от тревоги не связана с определенной ситуацией, она проявляется в разнообразных ситуациях, даже не предрасполагающих к этому. Тревожность ребенок испытывает практически всегда и во всех видах деятельности. Если же ребенок боится чего-то конкретного (темнота, высота, змеи и т.д.), то в этом случае он испытывает страх.
Как показали проведенные психологами исследования, тревожности до 7-ми лет больше подвержены мальчики, после 7-ми лет – девочки. Кроме того, тревожность у девочек и у мальчиков имеет разную структуру и проявление. Так, девочки чаще всего тревожатся из-за того, что о них плохо подумают родители, педагог или подружки, в то время как тревожность мальчиков связана с реальным наказанием со стороны родителей или с тем, что их побьют сверстники.
Уровень тревожности ребенка дошкольного возраста во многом зависит от уровня тревожности родителей и окружающих его взрослых. Высокая тревожность у воспитателя или родителей, может передаться и ребенку.
Например, в семьях, где очень часто между родителями возникают конфликты, уровень тревожности ребенка дошкольного возраста значительно выше, чем в благополучных семьях с комфортным эмоциональным и психологическим микроклиматом.
Направления профилактической работы по снижению тревожности у детей дошкольного возраста
Основные направления работы с детьми дошкольного возраста с повышенным уровнем тревожности:
- Повышение самооценки ребенка.
- Овладение ребенком навыков самоуправления в разнообразных ситуациях и особенно в тех, которые вызывают наибольшее волнение и тревогу.
- Овладение навыками по самостоятельному снятию мышечного напряжения.
Работая с детьми дошкольного возраста, имеющими повышенный уровень тревожности необходимо всегда обращаться к нему только по имени, хвалить за достижения, пусть они и не большие. Похвала должна быть адекватной, заслуженной и проходить в присутствии других детей. В этом случае она будет значимой и действенной для ребенка.
Ежедневно сообщать родителям о достижениях ребенка за день. Но при этом нужно помнить, что незаслуженная или завышенная похвала может отрицательно сказаться на развитии личности ребенка и формировании у него ряда личностных качеств (завышенная самооценка, зазнайство и т.д.).
Рекомендации родителям по профилактике тревожности у детей дошкольного возраста:
- При обращении с ребенком не нужно подрывать авторитет иных значимых для него людей (например, критиковать действия воспитателя или бабушки).
- Быть последовательным в своих действиях и решениях. Нельзя что-то запрещать ребенку без объяснения причин, просто потому, что там захотелось родителям.
- Учитывать возможности ребенка, не требовать от него того, что он не в силах выполнить. Если ребенку что-то дается с трудом, не нужно ставить ему в пример другого ребенка, необходимо помочь достичь собственных успехов в этом деле и похвалить за настойчивость и упорство.
- Выстраивать с ребенком доверительные взаимоотношения, основанные на взаимной любви и уважении.
- Быть честным с ребенком, воспринимать его таким, какой он есть.
- Больше проводить с ребенком времени, вместе гулять или играть. Совместное времяпровождения укрепляет отношения детей и родителей, развивает чувство достоинства и гордости.
Правила работы с тревожными детьми дошкольного возраста:
- Не устраивать состязаний и каких-либо видов работ на скорость.
- Не сравнивать ребенка с другими детьми.
- Чаще использовать телесный контакт, проводить упражнения на релаксацию.
- Способствовать повышению самооценки ребенка, как можно чаще хвалить его, причем так, чтобы он знал за что именно.
- Стараться обращаться к ребенку по имени.
- Демонстрировать уверенное поведение, стараться быть ребенку во всем примером.
- Не предъявлять завышенных требований к ребенку.
- Быть последовательным в воспитании ребенка.
- Стараться делать ему как можно меньше замечаний.
- Наказание применять лишь в крайних случаях.
- Наказывая ребенка, не унижать его.
Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно выполнить учебные поручения и задания, необходимо выбрать для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость, и он не ощущал себя ущемленным; при этом надо ненавязчиво помогать ему выполнять сложные и трудные для него задания. Стараться заниматься с ребенком на предельной для него трудности. Развивать его «зону ближайшего развития».