Стресс — это деструктивное состояние психофизиологического напряжения, обусловленного совокупностью защитных физиологических реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов.
Этиология экзаменационного стресса и его проявления
Экзаменационный стресс может возникать по причине значительного объема учебного материала или в связи с потребностью овладеть новыми навыками. Экзаменационным стрессом, как правило, дополняется хроническое воздействие этих стрессоров в течение учебного семестра у студентов. Исследования последних десятилетий показывают, что студенты испытывают постоянный академический стресс, который связан с «последней минутой» сдачи экзамена.
Экзамен является сильным кратковременным стрессором, который коррелирует с супрессией клеточных иммунных реакций. В этом процессе воздействие стрессоров обучения, имеющее хронический характер, начинает вызывать супрессию факторов (клеточный и гуморальный иммунный ответ). Академический стресс, который рассматривается учеными как психосоматическое напряжение во время экзаменационных сессий, способен поменять цитокиновый профиль студента.
Экзаменационный стресс оказывает отрицательное влияние на успеваемость школьников выпускных классов и студентов, а психологический дистресс в качестве состояния декомпенсации приводит к отставанию и проблемам со здоровьем, нарушению эмоционального статуса и снижению рейтинга учащегося. Категория экзаменационный стресса возникла в психологии, а
Отсутствие профилактики или коррекции экзаменационного стресса связано с отсутствием профилактических знаний и действий со стороны самого учащегося. Это отрицательно влияет на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную систему, увеличивает вероятность возникновения онкологических заболеваний.
Особенно остро проблема стоит у студентов вузов, которые за все время учебы должны сдать большое количество зачетов и экзаменов. Стресс вызывает и сам процесс обучения, который создает высокое эмоциональное напряжение. Ученые установили отрицательную взаимосвязь между отсутствием способности студента противостоять стрессу и эффективностью формирования профессиональных навыков.
Профилактика и коррекция экзаменационного стресса
Экзамен является не просто проверкой знаний, а проверкой в условиях стресса и непредсказуемого результата. В этом случае стресс может возникнуть не только при нагрузке, но и при ее отсутствии. Жизнь детей и взрослых во время обучения наполняется эмоциональной напряженностью.
На состояние учащегося в первую очередь должны обратить внимание родители, которые могут помочь противостоять стрессу во время экзаменов. Необходимо понимать, что тревожность представляет собой естественное и обычное состояние человека, который оказался в сложной и незнакомой ситуации.
Тревожность испытывают практически все люди, но это чувство можно мобилизовать, собраться с мыслями и знаниями для ответа на экзаменах. Простейшим примером является ситуация, когда у человека перед экзаменом не хватает времени, чтобы все повторить. Ему кажется, что он не может ничего вспомнить. Если же взять экзаменационный билет и немного успокоиться, то вдруг начинает «всплывать» информация, все становиться четким и понятным. Это происходит при условии, когда студент готовился к экзамену.
Важнейшим шагом к профилактике экзаменационного стресса становится психологическая установка. Она предполагает наличие абсолютной уверенности в том, что цель будет достигнута. Учащихся важно приучать к успеху и удаче.
Тем не менее, известно, что причина, мешающая тревожным людям результативно выступать, заключается в том, что они в большей степени сосредоточены не на исполнении конкретных действий, а на том, какие будут проявляться последствия. В этой ситуации неэффективно ставить перед человеком цель в виде «Я должен».
К выпускному классу у школьников начинают вырабатываться стереотипы работы. Они много раз отвечают устно и письменно, поэтому ситуация проверки знаний для них не является новой. Возникающее волнение, которое связано с новизной самой процедуры экзаменов, достаточно легко нормализовать с помощью предоставления необходимой информации. Учитель должен подробно рассказать детям о том, каким образом происходит экзамен.
Проблема коррекции экзаменационного стресса состоит в том, что первые выпускные экзамены совпадают с периодом, когда учащиеся прекращают заниматься деятельностью, предписанной всем. У них появляется двойственная проблема, которая включает:
- Сложность выбора будущего жизненного пути, сделать который можно только разобравшись со своими способностями, желаниями и интересами;
- Отсутствие гарантии реализации сделанного выбора.
Решение представленной задачи требует от подростков принятия ответственности за дальнейшую жизнь. Выводы, которые они делают в этот период, способны существенным образом скорректировать направление развития личности.
Первый шаг к успеху в любом начинании состоит в психологической проработке проблемы. Для учащихся в целях коррекции экзаменационного стресса важно обеспечить несколько условий:
- Осознание причин, от которых зависит успех того или иного начинания;
- Наличие вероятных стратегий выбора;
- Помощь в увеличении уверенности в своих силах;
- Укрепление самооценки и чувства собственного достоинства;
- Выявление области, в которой может потребоваться помощь от других людей.
Для преодоления экзаменационного стресса родители и педагоги должны помочь ребенку. Ему важно иметь возможность делиться своими переживаниями и уметь переключаться на занятия, которые приносят удовлетворение.
Перед экзаменами необходимо высыпаться и правильно питаться. Иногда можно прибегнуть к процедурам, которые помогут улучшить самочувствие (например, душ, прогулка, занятия спортом и др.).