Профессиональные и личностные качества школьного психолога
Психолог – это специалист, который занимается изучением различных форм и способов проявлений психической деятельности, оказывает психологическую помощь и поддержку людям.
Профессиональная деятельность психолога ориентирована на работу с отдельными индивидами, группами людей и целыми организациями.
Главной особенностью профессиональной деятельности школьного психолога является то, что он работает с ограниченной по возрасту группой индивидов. Также стоит отметить, что работа с детьми требует определенных навыков и умений по сравнению с работой со взрослыми. Дети более требовательны к вниманию, энергии и любви.
Школьный психолог в процессе трудовой деятельности использует качества своей личности, которые позволяют эффективно справляться с поставленными задачами, что дает ему определенные преимущества.
В деятельности любого психолога личностные и профессиональные качества тесно взаимосвязаны. Личностные качества являются базисом успешной профессиональной деятельности в области психологии.
Основные личностные и профессиональные качества школьного психолога
Эмпатия.
Представляет собой способность понимать и переживать мысли, чувства, эмоции другого человека. В деятельности психолога важно определять собственные границы, так как при чрезмерном погружении в проблему и излишних эмоциональных переживаниях, специалист не сможет помочь клиенту.
Эмоциональная устойчивость.
Определяет устойчивость эмоционального состояния субъекта в условиях напряженной ситуации.
Самостоятельность принятия решения или решительность.
Психолог должен иметь способность самостоятельно и обоснованно принимать решения.
Коммуникативность.
Представляет способность легко находить контакт с окружающимися. Специалисту важно обладать тактичностью.
Лидерство.
Субъект способен оказывать положительное влияние на окружающих людей, объединять их вокруг определенной проблемы. Особую важность данное качество имеет при работе в группе. Школьный психолог должен свободно и уверенно чувствовать себя в группе детей и иметь определенный авторитет.
Наличие знаний в своей профессиональной сфере.
Субъект должен обладать определенными знаниями в конкретной области, которые может применять для решения профессиональных задач.
Наличие умений и навыков в своей профессиональной сфере.
Субъект имеет определенную компетентность в своей профессиональной деятельности, что влияет на качество оказанной услуги.
Интеллектуальность и гибкость мышления.
Высокий уровень мыслительной деятельности обеспечивает расположение к приобретению новых знаний и активному их использованию в профессиональной сфере. Гибкость мышления позволяет найти решение сложных, возникших задач, не встречающихся ранее.
Способность к творческому применению профессионального опыта.
Позволяет находить неординарные способы решения профессиональных задач. Довольно часто при работе с детьми уже наработанные методики теряют свою эффективность со временем, поэтому требуется реализация необычных подходов и идей.
Общий уровень культуры.
Субъект должен обладать высокой эрудицией, желанием и стремлением расширить свои знания в различных сферах жизнедеятельности.
Оптимистичность.
Способность обладать позитивным восприятием мира и способностью верить в собственные силы и силы других людей. Школьный психолог должен надеяться на благоприятный исход события и возможности своего клиента.
Работоспособность и энергичность.
Школьный психолог должен иметь хорошее состояние здоровья и способность стабильно выполнять поставленные задачи. При работе с детьми также важна энергичность, так как определенные рабочие ситуации могут вызвать затруднения и усталость;
Гуманность.
Субъект должен иметь выраженное чувство уважения к людям, проявлять чуткость к ним. Для школьного психолога особенно важна любовь к детям.
Организованность.
Под данным термином понимают способность оптимально распределить временные, материальные и личностные ресурсы для эффективного достижения поставленной цели. Субъект стремится к организации своей рабочей деятельности, активно использует планирование.
Ответственность.
Представляет собой чувство долга и исполнительности, является важным качеством для реализации любого вида деятельности.
Инициативность.
Психолог способен проявлять инициативу и творческий подход к решению задач.
Направленность.
Психолог имеет определенную мотивацию в своей трудовой деятельности – карьерный рост, заинтересованность в работе с детьми, самосовершенствование и т.д.
Способность к саморегуляции.
Субъект имеет высокую психологическую устойчивость в стрессовых ситуациях, способен адаптироваться к новым, меняющимся условиям окружающей среды;
Способность к адекватной самооценке.
Субъект способен объективно оценивать свои действия и результаты, обладает самокритичностью. Самооценка очень важна в работе психолога, так как позволяет определить границы собственной компетенции, возможности реализации своей профессиональной деятельности, свои сильные и слабые стороны;
Честность и искренность.
Данные личностные качества входят в систему ценностей субъекта. Он должен стремиться быть честным и искренним. Для формирования данного качества требуется работа в области рефлексии и саморегуляции. Искренность всегда вызывает доверие, однако, излишняя прямота может способствовать появлению сопротивления и агрессии.
Следует отметить, что личностные качества школьного психолога также важны, как и профессиональные. Это разделение носит по большей степени условный характер. Для достижения успешной профессиональной деятельности школьный психолог должен работать над своими личными и профессиональными качествами, стремиться к постоянному развитию и совершенствованию, постоянно повышать свою квалификацию.