Задачи профессиональной педагогической этики
Профессиональная этика – это раздел этической науки, который представляет собой конкретизацию общих принципов нравственности и норм поведения к особенностям той или иной профессиональной деятельности.
Современный профессионал – это человек, прежде всего, имеющий специальное образование и соответствующий диплом специалиста, дающий право на легальную деятельность и предполагающий ответственность за эту деятельность.
Формирование профессиональной этики происходит в ходе осмысления границ дозволенности деятельности специалиста, которые определяются правилами морали и нормами.
Педагогическая этика определяется как теоретическое осмысление требований, которые общество предъявляет учителю. Существуя в обществе со сложившейся моралью, она отражает отличия моральных требований к специалистам от общепринятых норм и традиций поведения.
Закономерности проявления морали в сознании, поведении и деятельности педагога являются предметом педагогической этики, решающей целый ряд задач, которые могут быть как теоретическими, так и практическими, прикладными.
Наиболее важной в группе теоретических задач является выяснение структуры формирования нравственных потребностей учителя и изучение этого процесса, их влияние на развитие материальных и духовных потребностей учащихся, потому что духовный мир человека формируется в школе.
Рисунок 1. Структура педагогической этики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Издержки труда педагога в процессе формирования духовного мира ребенка, в какой-то степени являются недочетами, причины которых необходимо выявить и изучить путь их устранения.
По мнению В. А. Сухомлинского, нравственные пороки появляются, когда настоящее воспитание отсутствует, и ребенок растет или как бурьян, сам по себе, или как маленький божок.
Только такой педагог, у которого нравственные установки безупречны, может научить отличать добро от попустительства, гордость от спеси, раскрыть детям красоту человеческих поступков.
Сущности и специфике индивидуального нравственного сознания учителя в педагогической этике должно уделяться особое внимание. Участвуя в процессе воспроизводства нравственного сознания, учитель выступает как концентрированный носитель общественной морали.
Таким образом, педагогическая этика решает следующие задачи:
- в поле её зрения находится исследование сущности, категорий, специфики педагогической морали, исследование методологических проблем;
- педагогическая этика разрабатывает нравственные аспекты педагогического труда;
- выявляет те требования, которые общество предъявляет к нравственному облику педагога;
- занимается изучением особенностей индивидуального нравственного сознания педагога и его сущности;
- исследует характер нравственных отношений, складывающихся между учителем и учащимися;
- занимается разработкой вопросов нравственного воспитания педагога и его самовоспитания.
Педагогическая этика использует такие методы исследования как теоретический анализ и синтез, эксперимент и наблюдение, социометрию, анкетирование, рейтинг и др. Все эти методы являются тождественными общенаучным методам.
Категории педагогической этики
Категориями современной педагогической этики являются:
- педагогическая справедливость;
- педагогический профессиональный долг;
- профессиональные честь и совесть;
- достоинство;
- авторитет педагога и самодисциплина.
Что касается педагогической справедливости, то она является мерилом объективности учителя, его нравственной воспитанностью, включающей в себя и доброту, и честность, и принципиальность. Для педагогической справедливости характерны специфические черты.
Как нравственное качество учителя справедливость выступает оценкой мер воздействия учителя на учащихся, соответствующей их реальным заслугам перед коллективом.
Учитель и учащиеся находятся на разных уровнях нравственной зрелости, поэтому оценка действия и ответная на неё реакция будут разными – то, что запрограммировано педагогом, может не осознаваться учениками.
Высшая похвала педагогу, когда о нем говорят, что это справедливый учитель. В этой оценке выражается уважение, признание человечности и ума, принципиальности и доброты, единства личных и деловых качеств. Основой доверия ребенка к воспитателю В. А. Сухомлинский считал справедливость.
Следующей категорией является профессиональный педагогический долг – это важнейшая категория педагогической этики, связанная с ответственностью, самосознанием, совестью, мотивом, характеризующих моральную деятельность учителя.
Профессиональный долг – это ориентация на уважение личности ребенка, утверждение гуманности и соблюдение морально-правовых норм.
В профессиональном долге заключена особая требовательность педагога к себе, его стремление к повышению педагогического мастерства, стремление постоянно обучаться и пополнять свои профессиональные знания.
Такая категория, как профессиональная честь выражает осознание значимости учительского труда, общественное признание и уважение моральных заслуг и качеств педагога.
В основе профессионального достоинства личности и самооценке деятельности лежит осознание этой значимости. Профессиональная честь является понятием морального сознания.
Профессиональные честь и достоинство дополняют друг друга и помогают поддерживать высокий уровень нравственности.
Категория профессиональная совесть является самооценкой личности собственных чувств, поступков через призму высших ценностей. Совесть является «механизмом» утверждения добра и справедливости, она активизирует нравственную жизнь человека и является совершенной формой самоконтроля.
Являясь категорией этики, профессиональная совесть отражает моральную ответственность человека, прежде всего, перед собой, отражает внутреннюю потребность в справедливости.
Педагогический авторитет учителя зависит от комплекса личных и профессиональных качеств, от его нравственного достоинства. Для авторитетного педагога неотъемлемыми чертами являются доброжелательность и искренность.
Уровень авторитета определяется эрудицией учителя, глубиной его знаний, мастерством, отношением к работе и др. Есть учителя, которые стремятся приобрести авторитет ложным путем – это авторитет подавления, авторитет педантизма, резонерства, авторитет мнимой доброты.
Критерии педагогической этики
Сущность педагогической морали и моральных ценностей рассматривает педагогическая этика.
Систему представлений о добре и зле, чести, справедливости можно назвать моральными ценностями, которые могут выступать оценкой характера тех или иных жизненных явлений, поступков человека.
Все основные моральные понятия применимы к педагогической деятельности, но некоторые из них выделяют педагогическую этику в самостоятельную составную часть профессиональной этики.
Работающие с детьми педагоги в своей деятельности руководствуются нормами Этического кодекса, который регулирует поведение и систему отношений в процессе деятельности.
Этический кодекс педагогов определяет основные нормы профессиональной этики:
- кодекс регулирует отношения между учителем и учеником, отношения между другими членами образовательного учреждения;
- кодекс защищает человеческую ценность и достоинство всех членной коллектива;
- кодекс поддерживает деятельность педагога, качество профессиональной деятельности и честь профессии.
Одна из его основ устанавливает правила, определяющие отношение педагога к себе, своему труду, педагогическому и ученическому коллективам.
Для педагогической морали характерными являются взаимоотношения, способствующие развитию творческой личности. Условием положительного взаимодействия учителя и ученика является сочетание разумной требовательности и доверия к нему.
Важная роль в системе нравственных отношений отводится взаимодействию учителя с ученическим коллективом, в основе которых должно быть взаимопонимание, взаимоуважение, чувство собственного достоинства каждого учащегося.
Безусловно, на воспитательный процесс свое влияние оказывает микросреда, в которой живет и воспитывается ребенок.
В целом в основе норм Этического кодекса педагогов лежат принципы человечности, справедливости, профессионализма, ответственности, терпимости, партнерства, солидарности, демократичности.