Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности

Задачи профессиональной педагогической этики

Определение 1

Профессиональная этика – это раздел этической науки, который представляет собой конкретизацию общих принципов нравственности и норм поведения к особенностям той или иной профессиональной деятельности.

Современный профессионал – это человек, прежде всего, имеющий специальное образование и соответствующий диплом специалиста, дающий право на легальную деятельность и предполагающий ответственность за эту деятельность.

Формирование профессиональной этики происходит в ходе осмысления границ дозволенности деятельности специалиста, которые определяются правилами морали и нормами.

Педагогическая этика определяется как теоретическое осмысление требований, которые общество предъявляет учителю. Существуя в обществе со сложившейся моралью, она отражает отличия моральных требований к специалистам от общепринятых норм и традиций поведения.

Закономерности проявления морали в сознании, поведении и деятельности педагога являются предметом педагогической этики, решающей целый ряд задач, которые могут быть как теоретическими, так и практическими, прикладными.

Наиболее важной в группе теоретических задач является выяснение структуры формирования нравственных потребностей учителя и изучение этого процесса, их влияние на развитие материальных и духовных потребностей учащихся, потому что духовный мир человека формируется в школе.

Структура педагогической этики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Структура педагогической этики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Издержки труда педагога в процессе формирования духовного мира ребенка, в какой-то степени являются недочетами, причины которых необходимо выявить и изучить путь их устранения.

«Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

По мнению В. А. Сухомлинского, нравственные пороки появляются, когда настоящее воспитание отсутствует, и ребенок растет или как бурьян, сам по себе, или как маленький божок.

Только такой педагог, у которого нравственные установки безупречны, может научить отличать добро от попустительства, гордость от спеси, раскрыть детям красоту человеческих поступков.

Сущности и специфике индивидуального нравственного сознания учителя в педагогической этике должно уделяться особое внимание. Участвуя в процессе воспроизводства нравственного сознания, учитель выступает как концентрированный носитель общественной морали.

Таким образом, педагогическая этика решает следующие задачи:

  • в поле её зрения находится исследование сущности, категорий, специфики педагогической морали, исследование методологических проблем;
  • педагогическая этика разрабатывает нравственные аспекты педагогического труда;
  • выявляет те требования, которые общество предъявляет к нравственному облику педагога;
  • занимается изучением особенностей индивидуального нравственного сознания педагога и его сущности;
  • исследует характер нравственных отношений, складывающихся между учителем и учащимися;
  • занимается разработкой вопросов нравственного воспитания педагога и его самовоспитания.

Педагогическая этика использует такие методы исследования как теоретический анализ и синтез, эксперимент и наблюдение, социометрию, анкетирование, рейтинг и др. Все эти методы являются тождественными общенаучным методам.

Категории педагогической этики

Категориями современной педагогической этики являются:

  • педагогическая справедливость;
  • педагогический профессиональный долг;
  • профессиональные честь и совесть;
  • достоинство;
  • авторитет педагога и самодисциплина.

Что касается педагогической справедливости, то она является мерилом объективности учителя, его нравственной воспитанностью, включающей в себя и доброту, и честность, и принципиальность. Для педагогической справедливости характерны специфические черты.

Как нравственное качество учителя справедливость выступает оценкой мер воздействия учителя на учащихся, соответствующей их реальным заслугам перед коллективом.

Учитель и учащиеся находятся на разных уровнях нравственной зрелости, поэтому оценка действия и ответная на неё реакция будут разными – то, что запрограммировано педагогом, может не осознаваться учениками.

Высшая похвала педагогу, когда о нем говорят, что это справедливый учитель. В этой оценке выражается уважение, признание человечности и ума, принципиальности и доброты, единства личных и деловых качеств. Основой доверия ребенка к воспитателю В. А. Сухомлинский считал справедливость.

Следующей категорией является профессиональный педагогический долг – это важнейшая категория педагогической этики, связанная с ответственностью, самосознанием, совестью, мотивом, характеризующих моральную деятельность учителя.

Определение 2

Профессиональный долг – это ориентация на уважение личности ребенка, утверждение гуманности и соблюдение морально-правовых норм.

В профессиональном долге заключена особая требовательность педагога к себе, его стремление к повышению педагогического мастерства, стремление постоянно обучаться и пополнять свои профессиональные знания.

Такая категория, как профессиональная честь выражает осознание значимости учительского труда, общественное признание и уважение моральных заслуг и качеств педагога.

В основе профессионального достоинства личности и самооценке деятельности лежит осознание этой значимости. Профессиональная честь является понятием морального сознания.

Профессиональные честь и достоинство дополняют друг друга и помогают поддерживать высокий уровень нравственности.

Категория профессиональная совесть является самооценкой личности собственных чувств, поступков через призму высших ценностей. Совесть является «механизмом» утверждения добра и справедливости, она активизирует нравственную жизнь человека и является совершенной формой самоконтроля.

Являясь категорией этики, профессиональная совесть отражает моральную ответственность человека, прежде всего, перед собой, отражает внутреннюю потребность в справедливости.

Педагогический авторитет учителя зависит от комплекса личных и профессиональных качеств, от его нравственного достоинства. Для авторитетного педагога неотъемлемыми чертами являются доброжелательность и искренность.

Уровень авторитета определяется эрудицией учителя, глубиной его знаний, мастерством, отношением к работе и др. Есть учителя, которые стремятся приобрести авторитет ложным путем – это авторитет подавления, авторитет педантизма, резонерства, авторитет мнимой доброты.

Критерии педагогической этики

Сущность педагогической морали и моральных ценностей рассматривает педагогическая этика.

Систему представлений о добре и зле, чести, справедливости можно назвать моральными ценностями, которые могут выступать оценкой характера тех или иных жизненных явлений, поступков человека.

Все основные моральные понятия применимы к педагогической деятельности, но некоторые из них выделяют педагогическую этику в самостоятельную составную часть профессиональной этики.

Работающие с детьми педагоги в своей деятельности руководствуются нормами Этического кодекса, который регулирует поведение и систему отношений в процессе деятельности.

Этический кодекс педагогов определяет основные нормы профессиональной этики:

  • кодекс регулирует отношения между учителем и учеником, отношения между другими членами образовательного учреждения;
  • кодекс защищает человеческую ценность и достоинство всех членной коллектива;
  • кодекс поддерживает деятельность педагога, качество профессиональной деятельности и честь профессии.

Одна из его основ устанавливает правила, определяющие отношение педагога к себе, своему труду, педагогическому и ученическому коллективам.

Для педагогической морали характерными являются взаимоотношения, способствующие развитию творческой личности. Условием положительного взаимодействия учителя и ученика является сочетание разумной требовательности и доверия к нему.

Важная роль в системе нравственных отношений отводится взаимодействию учителя с ученическим коллективом, в основе которых должно быть взаимопонимание, взаимоуважение, чувство собственного достоинства каждого учащегося.

Безусловно, на воспитательный процесс свое влияние оказывает микросреда, в которой живет и воспитывается ребенок.

Замечание 2

В целом в основе норм Этического кодекса педагогов лежат принципы человечности, справедливости, профессионализма, ответственности, терпимости, партнерства, солидарности, демократичности.

Дата последнего обновления статьи: 14.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot