Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблема социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений

Социализация и её этапы

Определение 1

Социализация – это процесс усвоения человеком социальных норм, правил поведения, моральных ценностей, умений, навыков, знаний, психологических установок, дающих возможность нормально взаимодействовать с людьми.

Социализация молодых людей является процессом их вхождения в социальную сферу, которая осуществляется через социальные институты – государство, семью, школу, армию.

Каждый индивид проходит все стадии социального развития, чтобы достичь определенного уровня самосознания. Человек, осознающий собственный образ, играет свою роль в обществе и находит свое место.

Выделяется три основных стадии социализации:

  • на первой стадии происходит освоение социальных норм и ценностей, личность учится соответствовать обществу;
  • на второй стадии личность стремится к собственной персонализации и воздействию на других членов общества;
  • на третьей стадии происходит интеграция человека в ту или иную социальную группу.

Социализация четких границ не имеет, но в психологии и социологии выделяется несколько её этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

Первичный этап социализации начинается с рождения ребенка до становления личности, если данный процесс запаздывает, то возникают необратимые последствия, поскольку социализация закладывается в детстве.

Вторичная социализация связана с перестройкой личности в зрелом возрасте и пребыванием её в социуме.

Важным социальным этапом является подростковый возраст, когда происходят физиологические изменения, идет половое созревание и становление личности.

В 13-летнем возрасте ребенок берет на себя уже большее число обязанностей. Период ранней зрелости – 16 лет, специалисты считают опасным и напряженным, потому что каждый индивид самостоятельно для себя решает вопрос выбора подходящего социального общества для длительного в нем пребывания.

В возрасте от 18 до 30 лет основные инстинкты и социализация направлены на работу и собственную любовь.

Представления о себе приходят к молодым людям через трудовой опыт, дружбу, сексуальные отношения.

«Проблема социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Самореализация личности происходит на взрослом её этапе, когда человек передает накопленный опыт своим детям. На этом этапе индивид взаимодействует с коллегами, своей семьей, он, в принципе, удовлетворен своей жизнью.

На заключительной стадии социализации человек осознает собственное «Я», осознает свою жизнь и принимает её.

Замечание 1

Термин социализация имеет широкое распространение, но, однозначное его толкование отсутствует. В российской психологии как синонимы социализации употребляются ещё два термина – «развитие личности» и «воспитание».

Проблемы и особенности социализации подростков

В современных условиях проблема социализации молодых людей является одной из основных, особенно в подростковом возрасте, когда при отсутствии опыта «взрослой жизни» подросток перестает подчиняться старшим.

С появлением таких образовательных учреждений, как гимназии, лицеи, элитные школы, социальное расслоение общества усиливается и вносит социальную напряженность в среду молодых людей. Личность подростка формируется, когда он уже имеет противоречивые личностные и социальные свойства.

Изменения идут и в семейном образе жизни – с ликвидацией трехпоколенной семьи происходит разъединение трех поколений – старших, средних и младших, родственно-родительские связи минимизируются, центр общения совместного супружества смещается на формы внесемейного, одиночно-индивидуального образа жизни. В результате авторитет родителей ослабевает, возникает негативизм к старшим. Происходит стремительное изменение общества и к тому времени, когда ребенок станет взрослым, родительский опыт и знания устаревают, поэтому молодежь за советами и консультациями обращается к своим сверстникам, авторитет которых становится значимым, даже если он находится в противоречии с законом.

Адаптация в обществе и обособление от него должны находиться в определенном балансе – это условие эффективной социализации, но только найти этот баланс подростку труднее всего.

Взросление подростков сопровождается рядом проблем:

  • проблема общения со сверстниками;
  • проблема одиночества, возникающая потому что в результате низкой самооценки подростку трудно установить контакт с окружающими, в силу подавленности, недоверия к людям или скептического отношения к своим возможностям;
  • проблема подростка и взрослого, источником которой является непонимание внутреннего мира подростка со стороны взрослого, неверные представления о его переживаниях, стремлениях, ценностях, мотивах поступках, поэтому подростку важна не столько возможность распоряжаться собой, сколько признание окружающими его прав;
  • проблема самопознания и самореализации связана с тем, что и для младших и старших подростков характерными являются переживания, связанные с их отношением к себе и почти все они отрицательные.

С возрастом, говорят специалисты, количество таких переживаний увеличивается. Имея небольшой жизненный опыт, подростки совершают ошибок гораздо больше по сравнению с взрослыми, детьми и стариками, но основная мысль заключается в серьезности последствий – алкоголизм, употребление наркотиков, половая распущенность, преступность, насилие над личностью.

Довольно большое число подростков бросает школу, что приводит к нарушению естественного процесса социализации. Не получив знания, они оказываются на нижней ступеньке экономического положения.

Желание самоутвердиться в коллективе и занять желаемое положение характерно для каждого человека, но, только степень стремления к этому у всех разная. Видимых успехов в силу своих возможностей добиться может не каждый.

Замечание 2

Таким образом, получается, что главная трудность социализации в подростковом возрасте – это ролевой конфликт, т.е. ролевое бесправие подростков.

Решение проблем социализации подростков

Проблемы социализации и их решение для каждой личности являются объективной необходимостью.

Если личность осознает эти проблемы, то вполне способна их решать. Если проблемы социализации на каком-то этапе не решаются, то надо иметь в виду, что процесс развития личности может тормозиться и быть неполноценным. Человек, осмысливший такую ситуацию, может ставить перед собой новые цели и новые способы их достижения. Хуже, когда эти проблемы не осознаются, тогда применительно к такой личности используется термин «жертва социализации».

Сам процесс социализации очень противоречив, он предполагает, с одной стороны, успешность освоения норм, стандартов поведения, социальных ценностей, а с другой стороны, способность человека противостоять обществу, если оно мешает удовлетворению его потребностей в социализации. Таким образом, нужна идентификация личности в обществе и обособление от общества.

Стать «жертвой социализации» личность побуждают две крайности – крайность первая заключается в том, что полная идентификация в обществе и абсолютное принятие его предписаний и неспособность противостоять, превращает личность в конформиста.

Вторая крайность – неприятие социальных требований превращает человека в борца против устоев общества.

Характер общества и процесса социализации, влияние социальных факторов на человека оказывают влияние на остроту этого противоречия. Социализация передает социальный и культурный опыт, связывает разные поколения и её центральным звеном является значимая деятельность. Если этого нет, то энергия направляется на пустое времяпрепровождение.

Современная потребительская психология, навязывающая молодежи бездуховность, привела к кризису нравственных идеалов и сиюминутных удовольствий, привела к распространению девиантно-делинквентного поведения.

Современные подростки нуждаются в помощи выбора правильного пути, определении рода деятельности и создания необходимых условий. Популяризация разных видов деятельности среди молодежи, пробуждение интереса к труду является важным условием их социализации.

В российском обществе сегодня ощущается духовная пустота, бессмысленность всего происходящего и это ощущение охватывает новые слои россиян. Ценностные ориентации ломаются, что отражается в настроениях молодого поколения, которое оказалось в сложной ситуации.

Молодое поколение должно продолжать развитие на основе унаследованных духовных ценностей, а оно вынуждено в выработке этих ценностей принимать участие и часто самостоятельно. Это приводит к обострению противоречий «отцов и детей», которое принимает гипертрофированный характер.

В такой ситуации есть смысл создания молодежных организаций, куда можно было бы привлекать подростков. Сами подростки с трудностями в социализации тоже должны работать над собой. Один из способов решения проблем социализации – это самоизменение, направленное на развитие и преобразование собственных задатков.

Дата последнего обновления статьи: 19.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot