Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблема психологической готовности ребенка к школе

Понятие и сущность психологической готовности ребенка к школе

Определение 1

Готовность к школьному обучению (в психологии) – это совокупность морфофизиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, которые способны обеспечить ему успешный переход к организованному и систематическому обучению в школе.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе предполагает осознанное желание и понимание необходимости ежедневного посещения школы, потребности в получении новых знаний. Все это возникает у ребенка в процессе естественного социального созревания, появления необходимых внутренних противоречий, которые и задают мотивацию на учебную деятельность.

Психологическая готовность к школе предусматривает не только осознанное желание ребенка к учебе, но и наличие у него определенной системы знаний и умений. У каждого ребенка данная система имеется определенный набор элементов и уровень их развития.

Замечание 1

Основным элементом психологической готовности ребенка к обучению в школе является мотивация и личностная позиция, а также наличие волевой и интеллектуальной готовности, «внутренней позиции».

Элементы психологической готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста относятся:

  1. Интеллектуальная (умственная) зрелость – способность ребенка дифференцированно воспринимать поступающую информацию, наличие произвольного внимания и аналитического мышления и т.д.
  2. Эмоциональная зрелость – включает в себя эмоциональную устойчивость, практически полное отсутствие импульсивных реакций у ребенка.
  3. Социальная зрелость – наличие у ребенка потребности в общении и взаимодействии со сверстниками, сформированность умения подчиняться интересам других детей и принятие на себя условностей группы, а также готовность взять на себя новую социальную роль – роль школьника.

Таким образом, понятие психологической готовности к школьному обучению включает в себя:

«Проблема психологической готовности ребенка к школе » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • интеллектуальную готовность (наличие у ребёнка кругозора, запаса конкретных знаний);
  • личностную готовность (готовность к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей).
  • психофизиологическую готовность (общее состояние здоровья).

Характеристика основных проблем психологической готовности ребенка к школьному обучению

В настоящее время проблема готовности ребенка к школе в основном рассматривается как психологическая. Это связано с тем, что приоритет в подготовке ребенка к школьному обучению отдается развитию мотивационно-потребностной сферы, операциональных навыков, произвольности психических процессов и развитию тонкой моторики рук.

Как показывают проведенные исследования, лишь одна интеллектуальная готовность к школе не способна обеспечить ребенку успешность вхождения в учебную деятельность. Однако, на современном этапе система дошкольного образования направлена именно на овладение детьми старшего дошкольного возраста навыков чтения, счета и письма. Это связано с тем, что данные навыки до сих пор считаются основной школьного обучения. Отчасти это продиктовано теми учебными программами, которые реализуются в современных общеобразовательных школах, где отводится крайне мало времени на освоение детьми основ грамоты. Поэтому дети, которые не владеют навыками чтения, счета и письма с самых первых дней отстают от своих более развитых и продвинутых одноклассников.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста необходимой мотивации на обучение, развитие памяти, произвольности внимания, ориентировки на способ действия, словесно-логического мышления и разнообразных операциональных навыков выступает при этом как побочный продукт обучения, который должен сформироваться самостоятельно в процесс интеллектуального развития ребенка. Однако, как показали последние исследования, это вовсе не так.

Специально проведенные исследования показали, что зачастую те дети, которые достаточно хорошо подготовлены интеллектуально к обучению в общеобразовательной школе, испытывают трудности в учебе. Например, они неправильно ведут школьные тетради, работают с дидактическим материалом и т.д. Это связано с тем, что у детей не достаточно сформирована мотивационная сфера и ряд важных психических процессов, необходимых для успешного вхождения в учебный процесс.

К сожалению, большинство родителей и педагогов считают, что все необходимые умения сформируются у ребенка «сами собой» по достижению им определенного возраста. При поступлении ребенка в школу и обнаружении у него отсутствия данных качеств, взрослые начинают требовать от ребенка быть внимательным и добросовестным, при этом совершенно забывая, что эти качества необходимо развивать у ребенка на протяжении всего дошкольного детства.

Наиболее распространенные проблемы психологической готовности ребенка к школьному обучению

Исследования показали, что к концу старшего дошкольного возраста не все дети достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому обучению. Можно выделить ряд показателей психологической незрелости ребенка, поступающего в школу:

  1. Слабое речевое развитие – характеризуется двумя основными аспектами: отличие уровня развитие речи ребенка от сверстников и формальное, неосознанное владение средствами речи.
  2. Неразвитость или недоразвитость тонкой моторики рук. Проявляется данное нарушение при вырезании фигур их бумаги по контуру, несоразмерности частей фигуры в процессе лепке, неточности наклеивания фигур во время аппликации и т.д.
  3. Неправильно сформированные способы учебной деятельности. Сложность заключается в том, что ребенок не правильно усваивает правила обучения, не умеет их применять на практике, путает и т.д.
  4. Отсутствие у ребенка ориентировки на способ действия, слабое владение операциональными умениями и навыками. Например, ребенок достаточно хорошо умеет считать, знает написание всех цифр, но при поступлении в школу он испытывает трудности при решении задач, так как не способен правильно и последовательно «развернуть» ход решения.
  5. Слабое развитие память и произвольного внимания. Ребенок не собран, легко отвлекается, с трудом следит за ходом коллективной работы других детей и т.д.
  6. Низкий уровень самоконтроля. Ребенок испытывает сложности, когда ему необходимо оценить полученный результат, сравнить его с правильным, выявить допущенные ошибки.
Дата последнего обновления статьи: 26.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot