Общее понятие периодизации психического развития
Периодизация психического развития – это принцип рассмотрения развития психики человека в онтогенезе, в основе которого заложено выделение качественно отличающихся этапов (ступеней, периодов).
В настоящее время проблема периодизации психического развития является одной из наиболее актуальных. Обусловлено это тем, что вопрос ее разрешения до сих пор стоит крайне остро. Попытки разрешения данной проблемы предпринимались разными авторами по-разному. Различия проявляются:
- В критериях периодизации (различными авторами и исследователями предлагаются различные критерии периодизации).
- В возрастных границах, которые в настоящее время несколько смещаются ввиду такого феномена как акселерация, кроме того на возрастные рамки оказывает влияние та социальная ситуация, в условиях которой проживает (существует) человек.
Проблема периодизации психического развития имеет особое значение для общества. Обусловлено это тем, что она находится в тесной взаимосвязи с проблемами воспитания и образования.
При рассмотрении проблемы периодизации психического развития, особое внимание уделяется понятию «возраст».
Возраст – это качественный и своеобразный период поведенческого, психического и физического развития, характеризующийся наличием индивидуальных особенностей.
Выделяют возраст: биологический и психологический.
Помимо установленных двух видов возраста, принято еще выделять субъективный, переживаемый возраст личности, который имеет свою внутреннюю индивидуальную систему отчета. Данный возраст характеризует возрастное самосознание, которое во многом зависит от наполненности жизни различными событиями. Основой этого возраста является самоощущение человека.
Помимо возраста, в периодизации психического развития особое место занимает понятие возрастной нормы психического развития. Данное понятие представляет собой среднестатистическую характеристику, направленную на развитие определенного показателя или феномена.
Основные типы периодизаций отечественных и зарубежных авторов
Когда в отечественной психологии возникла проблема периодизации психического развития, Л.С. Выготским были проанализированы существующие на тот момент периодизации, разработанные различными отечественными и зарубежными авторами, и разделил их на три основные группы:
Периодизации психического развития, основанные на аналогии с поэтапным формированием и развитием иных процессов развития:
К данному типу периодизаций, относится периодизация, разработанная С. Холлом.
Периодизация С. Холла – создана по аналогии с развитием общества, в основе заложена теория рекапитуляции, а онтогенез представлен как повторение филогенеза.
Периодизации психического развития, в основе которых заложен какой-то один определенный признак.
К данному типу периодизаций относятся:
- Периодизация З. Фрейда – в основе заложен способ удовлетворения своего либидо, который меняется в зависимости от его психического развития (периоды: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная).
- Периодизация психического развития Ж. Пиаже – в основе периодизация находится развитие интеллекта и последовательность формирования психических операций (периоды: сенсомоторный интеллект, дооперационный, конкретные операции и формальные операции).
- Периодизация психического развития П.П. Блонского – в качестве основы используется дентиция (периоды: беззубое детство, молочнозубое детство, прорезывание клыков и премоляров, постояннозубое детство).
- Периодизация Ш. Бюллера – основной является интенциональность, то есть формирование целеполагания, намерений и планирования (периоды: нет точной цели, юность и отрочество, зрелость, солидный возраст и старческий возраст).
- Периодизация Л. Колберга – основой является становление морального сознания личности (периоды: доморальный, конвенциональный, автономный).
Периодизации психического возраста, в основе которых находится совокупность критериев.
К данным периодизациям относятся:
- Периодизация Э. Эриксона, в основе которой заложено три критерия: «соматическое Я», «сознательное Я», «социальное развитие». Психическое развитие осуществляется последовательно и проходит 8-мь периодов, в каждом из которых имеется центральное новообразование. На каждом периоде развитие может пойти как по положительному, так и по отрицательному пути.
- Периодизация Л.С. Выготского, в основе которой заложено чередование стабильных и кризисных периодов (периоды: младенчество, раннее детство, дошкольный и школьный возраст, пубертатный период).
- Периодизация Д.Б. Эльконина – основана на соотношении сферы интеллекта и сферы аффекта. Данная периодизация несколько перекликается периодизацией Ж. Пиаже, который ставил акцент на развитии интеллекта. Д.Б. Эльконин несколько сместил акценты и в соответствии с этим выделил три эпохи: ранее детство, детство и подростковый период.
- Периодизация А.В. Петровского – опирается на логику вхождения человека в социальную группу (эпохи: детство, отрочество, юность).
- Периодизация В.И. Слободчикова – основана на развитии у индивида субъективности, формируется посредством изменения форм взаимодействия индивида с окружающим миром (ступени развития: оживление, одушевление, персонализация, индивидуализация, универсализация) Каждая ступень представляет собой завершенный цикл, который включает в себя два периода: период становления событийности и период реализации событийности. В свою очередь каждый период состоит из кризиса и литической стадии.
Таким образом, проблема периодизации психического развития по-разному решается и отечественными и зарубежными психологами. В настоящее время нет общепризнанной периодизации психического развития, каждая из рассмотренных, имеет свои преимущества и недостатки. Все они в равной степени используются в психологии.