Направления деятельности практического психолога
Практический психолог – это специалист, оказывающий психологическую помощь в ситуациях, которые требуют психологического вмешательства или использования специальных психологических знаний.
Важнейшими показателями профессиональной компетентности практического психолога является знание теоретических основ психогигиены, психопрофилактики и владение их методами.
Психогигиена рассматривает общетеоретические аспекты сохранения и укрепления психического здоровья, методологию мероприятий по оздоровлению психики и технологию их реализации.
Уровень, на котором идет разработка и осуществление психогигиенических мероприятий, разный – общегосударственный, организационный, семейный, личностный.
Психогигиена является разделом общей гигиены и включает комплексное изучение влияния на психику человека условий среды. Также этот раздел разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья человека.
По возрастному критерию выделяется психогигиена детей и подростков, психогигиена зрелого, пожилого, старческого возраста.
По видам активности – это психогигиена труда, космическая, военная, психогигиена отдыха и быта, спорта, половой жизни и др.
Вопросы психогигиены имеют тесную взаимосвязь с психопрофилактическим направлением работы практического психолога. Профилактика представляет собой систему социальных, гигиенических, воспитательных мер, которые направлены на предупреждение развития заболевания, на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам среды.
Всемирная организация здравоохранения рекомендует выделять первичную, вторичную и третичную профилактику.
Первичная психологическая профилактика должна быть направлена на укрепление психического и психологического здоровья, на предупреждение психических расстройств и заболеваний.
Вторичная профилактика работает над вопросом снижения вероятности перехода психических болезней в хроническую форму, а третичная предполагает реабилитацию психически больных людей.
В профилактической деятельности психолога важным является раздел психологического просвещения. Он направлен на формирование у человека положительных установок в отношении сохранения и улучшения психологического здоровья.
Функции практического психолога
Как субъект психологической работы практический психолог выполняет свои функции:
- Диагностическую, которая предполагает психологическое изучение особенностей личности, коллектива и регистрацию по наиболее существенным параметрам. Проводит диагностику отклонения от нормы, а также выявляет и оценивает факторы, которые оказывают влияние на психологическое состояние человека и успешность его деятельности;
- Исследовательскую, связанную с изучением новейших достижений в области психологической науки, с адаптацией новых методик, участием в НИР, анализом процессов и состояния своей работы и др.;
- Прогностическую, которая заключается в прогнозе развития и состояния психологических характеристик объекта изучения в перспективе;
- Информационную, суть которой заключается в сообщении сведений о психологическом состоянии объекта, о тенденциях его развития при тех или иных вариантах управления им;
- Конструктивно-проектировочную, связанную с комплектованием трудовых, учебных коллективов и групп, проектированием оптимального состояния объекта, средств и режимом труда и др.;
- Учебно-методическую по обучению использования психологических знаний, умений и навыков психической саморегуляции, разработке методических документов;
- Экспертную, что значит оценивать возможные или альтернативные варианты решения психологических проблем и давать квалифицированное заключение объекту оценивания о психологических параметрах состояния;
- Консультативную, предполагающую оказание помощи клиентам по нахождению оптимального варианта действий в разрешении сложных психологических ситуаций;
- Коррекционно-развивающую, связанную с оказанием помощи в изменении психологических образований, компенсации дефектов образования и воспитания, изменение условий деятельности, формирование качеств, помогающих личностному самовыражению, успешному решению профессиональных задач;
- Коммуникативную функцию для установления контакта с партнером, для понимания внутреннего мира и невербальных реакций клиента.
Психолог в структуре организации
Практические психологи свою профессиональную деятельность осуществляют в рамках таких организационных структур как клиники, школы, агентства, банки, что предусматривает необходимость соблюдения норм и правил данных учреждений.
По отношению к организации внутреннюю позицию психолога определяет характер приложения сил и здесь, в первую очередь, подразумевается административная подчиненность психолога. Надо сказать, что она довольно часто переходит рамки должности и распространяется на область профессиональной этики.
При разрешении морально-этических конфликтов в противоречие могут вступить требования организации и профессионально-этические принципы практической психологии. Это дело довольно сложное, потому что или профессиональные, или организационные нормы в любом случае будут нарушены. Практический психолог к решению таких вопросов должен подходить очень ответственно в каждом конкретном случае.
Подобные конфликты можно предотвратить, если психолог будет четко осознавать свое местоположение в структуре организации. Практический психолог находится внутри организации на определенной иерархической позиции и как отмечает Л. Тобиас – всегда в положении подчиненного. Это приводит к тому, что руководители относятся к нему без особого трепета.
Практический психолог внутри организации может занимать такие позиции:
- находиться в подчиненном положении – это позиция «под», например, по отношению к директору организации;
- занимать равную статусную позицию по отношению к другим специалистам, т.е. в позиции «рядом»;
- находиться на более высокой ступени иерархической структуры, например, в составе совета директоров, т.е. в позиции «над».
Ряд психологов считают, что на передний план во всех этих случаях выходит скрытая тенденция распределения ответственности и борьбы за власть, а это профессиональную деятельность психолога сильно осложняет.
Статус и уровень влияния психолога на внутриорганизационные процессы должностными инструкциями определены не во всех организациях. Здесь надо сказать, что многое зависит и от личности самого психолога и тех отношений, которые сложились в том или ином коллективе.
На начальном этапе работы основной задачей начинающего психолога является определение своего статуса и своей позиции внутри коллектива. В противном случае нечеткость профессионального самоопределения для начинающего практического психолога создаст массу проблем, отвлекающих от непосредственной работы.
Способов решения данной проблемы много и один из них предполагает создание своего кабинета в организации, где психолог мог бы работать, следуя нормам психологической этики, создав, таким образом, комфортную среду обитания и отграничив себя от других служащих.
С другой стороны, такое дистанцирование ограничивает связь психолога с «внешней средой», и попытка выйти за пределы своей «психологической ниши» становится проблемой.
При возникновении внутриорганизационного конфликта, психологу важно сохранять нейтралитет и уклоняться от участия в интригах организации и не занимать ни одну из сторон противоборствующих группировок.
Нейтралитет психолога обеспечивает адекватный анализ ситуации и дает объективную информацию. Аналогичное поведение психолога должно быть и при решении вопросов карьерного роста, продвижения сотрудников по служебной лестнице. Надо сказать, что нейтралитет и беспристрастность не всегда могут быть приемлемы.