Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Потребность в общении

Цели и функции общения

Определение 1

Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Потребность является психическим состоянием индивида и определяется как состояние нужды в конкретных условиях.

Для развития человеку нужны специальные условия, которые может обеспечить социум, другие люди, а социализация, как и любая деятельность человека, без общения невозможна.

Общение является чисто человеческой потребностью и формируется из стремления людей к сотрудничеству.

Мотивы потребности общения могут быть взаимоисключающими и взаимодополняющими – от эгоистичных до бескорыстных.

Потребность людей в общении, стремление к сотрудничеству, дружбе называется аффилиацией, которая проявляется в желании контактировать с другими людьми.

Аффилиация особенно характерна для людей с высокой тревожностью, которые очень часто идут на поводу других и впадают в состояние фрустрации.

Выделяются некоторые черты потребностей человека:

  • объективность происхождения;
  • исторический характер;
  • зависимость от практической деятельности;
  • социальная обусловленность.

Потребности многообразны – это и сохранение человеческого вида, потребность в какой-либо деятельности, потребность в свободе, труде, познании и др.

В общении выделяются следующие виды потребностей:

  1. Потребность быть индивидуальностью. Смысл этого сводится к тому, что каждый человек желает установить такие взаимоотношения, при которых на лице собеседника можно «прочитать» признание своей неповторимости, уникальности, необычности;
  2. Потребность в престиже. Данная потребность удовлетворяется тогда, когда во время контакта человек получает признание личностных своих качеств, когда слышит положительные оценки в свой адрес. В случае неудачи, человек начинает искать признания в общении с людьми, которые склонны оценивать его положительно. Это гипертрофированная потребность и её результатом может быть потеря друзей и полное одиночество;
  3. Потребность в доминировании. Суть потребности заключается в стремлении оказывать активное влияние на образ мыслей другого человека, на его установки, поведение и вкусы. Удовлетворить эту потребность можно только тогда, когда поведение человека или ситуация под нашим влиянием изменяется. Крайне напряженными бывают взаимоотношения двух доминантных людей или двух ведомых. У ведомых личностей совместная деятельность может быть непродуктивной, а у доминантных частые конфликты;
  4. Потребность в заботе о другом человеке. Подобная потребность при её реализации приносит большое удовлетворение и формирует постепенно альтруизм и человеколюбие;
  5. Потребность в оказании помощи предполагает принятие этой помощи от человека и, будучи принятой, она приносит большое удовлетворение тому, кто её оказал. Отказ от помощи может негативно восприниматься.
«Потребность в общении» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

Удовлетворение потребностей – это сложный процесс, включающий целый ряд этапов – главными выступают мотивация и реализация деятельности.

Структура общения

В.Н. Парфенов в своей статье «Психология общения» выделяет в содержательной структуре общения 4-е компонента – связь, взаимодействие, познание, взаимоотношение.

Суть связи заключается в передаче разной информации – осведомительной, регулятивной или аффективной.

Под взаимодействием автор понимает процесс совместной деятельности людей при решении общей задачи.

Познание, считает Парфенов, является процессом восприятия и интерпретации поведения человека и осознание его для понимания личностной сущности.

Он выделяет опосредованное общение и непосредственное общение. Опосредованное общение может происходить через средства массовой коммуникации.

Проблемы общения Парфенов рассматривает через методологические принципы её исследования – коммуникативный принцип, информационный, гностический, регулятивный.

В данной модели структуры общения, считает А.А. Леонтьев, важно идти не от глобального представления коммуникативных процессов, а в обратном направлении. А.А. Леонтьев отмечает, что данная модель структуры общения построена на логоцистическом анализе процессов общения, а не на психологическом.

Б.Д. Парыгин в монографии «Основы социально-психологической теории» дает специфическую характеристику общения и вводит категорию «взаимопонимание», которая, по его мнению, является одной из основных характеристик. Ученый выделяет уровни взаимопонимания – совпадение системы социальных и индивидуальных значений у общающихся людей, совпадение уровней взаимной оценки.

Б.Д. Парыгин выделяет параметры общения – психический контакт при взаимном восприятии друг друга, обмен информацией в ходе вербального или невербального общения, взаимовлияние и взаимодействие друг на друга. Ученый считает, что существует внутренняя и внешняя сторона общения.

По мнению А.А. Леонтьева, данная концепция тоже имеет слабость, которая заключается в том, что концепция изложена в индивидуально-психологической трактовке процессов общения.

В социальной психологии России довольно широкое признание получила аналитическая модель, в которой структура любого акта общения состоит из трех взаимосвязанных сторон – коммуникативной, интерактивной, перцептивной.

Коммуникативная сторона предполагает обмен информацией, интерактивная означает взаимодействие в совместной деятельности, а перцептивная сторона состоит в восприятии и понимании другого человека.

Кроме этих существуют и другие классификации структуры общения.

Замечание 2

Если исходить из того, что структура является совокупностью устойчивых связей между многочисленными элементами, благодаря которым она представляет собой единое целое, то структуру общения можно рассматривать, учитывая следующие аспекты: динамические, функциональные, предметно-содержательные, операциональные.

Виды и уровни общения

Существует множество оснований для классификации видов общения, среди которых выделяются основные – по целям, и по содержанию.

По содержанию классификации общения могут быть:

  • материальные, предполагающие обмен предметами и продуктами деятельности, необходимые для нормальной жизни – это предметы материальной и духовной культуры, которые являются важным условием для индивидуального развития;
  • когнитивные, выступающие как фактор интеллектуального развития, поскольку в процессе когнитивного общения идет взаимное обогащение знаниями;
  • кондиционные виды общения создают готовность к научению, формулируют необходимые для оптимизации установки;
  • мотивационные виды общения являются источником дополнительной энергии, в ходе которого человек приобретает новые мотивы, интересы, цели и увеличивает свой психоэнергетический потенциал;
  • деятельные виды имеют прямой развивающий эффект, они совершенствуют и обогащают собственную деятельность индивида.

По целям классификации общения бывают биологические и социальные, кроме этого, исходя из цели, выделяются ритуальное, манипулятивное, гуманистическое общение.

Основой биологического общения является самосохранение организма и развитие его жизненных функций.

Социальное же общение направлено на обслуживание общественных потребностей людей, его цель – расширить и укрепить межличностные контакты, установить и развить интерперсональные отношения, личностный рост индивида.

Характерной особенностью ритуального общения является ненаправленность, неинформативность, невовлеченность, бессодержательность партнеров в общении.

При манипулятивном общении один из партнеров ставит цель - использовать партнера в своих интересах.

Гуманистическое общение помогает удовлетворить потребность в понимании, сопереживании – это доверительное, интимное, исповедальное общение.

Дата последнего обновления статьи: 29.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot