Пубертатный период
Пубертатный период – это период изменений в организме подростка, в ходе которых он становится взрослым и способным к продолжению рода.
Пубертатный период у девушек длится от 12 до 16 лет, в то время как у юношей он начинается и заканчивается позже – с 14 до 18 лет.
Этот период связан с развитием вторичных половых признаков и психоэмоциональными изменениями.
Специалисты считают, что половое созревание происходит в связи с достижением критической массы тела, и у девушек уровень лептина, гормона, вырабатывающегося жировыми клетками, имеет более высокий уровень. Но, по всей вероятности, лептин является одним из нескольких факторов. Ответственность за половое созревание несет гипофиз, производящий лютеинизирующий и фолликулостимулирующий гормоны.
Половое созревание может быть и поздним, его признаком считается отсутствие менструаций и изменений в развитии груди у девушек до 13 лет. Признаком позднего полового созревания у юношей является отсутствие увеличения объема яичек до 14 лет. Причинами задержки полового развития могут быть хронические заболевания, наследственность, недоедание, проблемы со щитовидкой.
Раннее или преждевременное половое созревание начинается раньше 7-8 лет и специалисты считают, что оно может оказать влияние на психологическое развитие ребенка. На практике раннее половое созревание случается чаще в том случае, если у ребенка есть проблемы со щитовидкой, гормональными проблемами, опухолями, аномалиями развития яичек и яичников, инфекций мозга.
Половое созревание связано с формированием новообразования этого периода – чувством взрослости, и подросток считает, что он уже не ребенок, осознает готовность жить в коллективе взрослых в качестве равноценного и равноправного участника жизни. Взрослость вызывает стремление у подростка к самостоятельности, отсюда острые реакции на попытки взрослых умалить их достоинство, принизить их взрослость.
В наличии собственных взглядов и суждений тинэйджеры стремятся быть относительно независимыми и склонны сопротивляться влиянию взрослых, не принимая их авторитет, предъявляемые требования.
Анатомо-физиологические изменения в пубертатном периоде
Пубертатный период совпадает с обучением детей в средних классах школы.
Перестройка организма оказывает большое влияние на психические особенности, неравномерного физического развития – наблюдается усиленный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, происходит окостенение скелета, однако интенсивность и продолжительность этого процесса индивидуальны.
В развитии сердечнососудистой системы тоже наблюдается возрастное несоответствие – сердце становится более сильным, увеличивается в объеме, а вот диаметр кровеносных сосудов пока отстает в развитии. В результате происходит временное расстройство кровообращения, появляется головокружение, головные боли, быстрая утомляемость.
Интенсивная работа желез внутренней секреции и особенности развития сердечнососудистой системы могут привести к нарушениям в деятельности нервной системы, которые быстро проходят – это высокая возбудимость, склонность к бурным реакциям, раздражительность, вспыльчивость.
Грубая и тонкая моторика в этот период тоже претерпевает изменения, в результате чего возникают временные нарушения координации движений. Схема, сформировавшаяся в детском возрасте – «глаз-рука» должна сложиться заново и уже на новом уровне.
Физические изменения имеют психологические последствия, дети становятся похожими на взрослых, да и сами они к себе относятся уже по-другому.
Психологические изменения у девочек связаны с началом менструального цикла, что является центральным событием пубертатного возраста, повышается уровень самосознания, социальной зрелости. С другой стороны, повышается конфликтность взаимоотношений с родителями, особенно с мамой. Постепенно конфликтные отношения становятся мене выраженными, но возрастает межличностная отчужденность.
Надо сказать, что отчужденность – это необходимое условие возникновения автономности личности.
Что касается мальчиков, то центральным событием становится первая эякуляция, вслед за которой возникает половое возбуждение. Конфликтность сначала затрагивает отношения матери и сына, конфликтность с отцом наступает позже.
В этот период и мальчики и девочки большое внимание уделяют своему телу, возникает большое желание иметь стройную фигуру, что может довести их до нервной анорексии и булимии.
Нервная анорексия характеризуется навязчивой идеей относительно еды и веса собственного тела, это эмоциональное расстройство очень опасно для растущего организма.
Статистика утверждает, что от 5 до 10% больных анорексией погибают от медицинских последствий недоедания. Данное нарушение сегодня охватывает 1% девушек в возрасте от 12 до 18 лет.
Противоположностью анорексии является булимия – синдром обжорства – быстрое поглощение большого количества высококалорийной пищи за короткое время. Обжорство часто происходит тайно и завершается произвольно вызванной рвотой.
Созревание как раннее, так и позднее, у мальчиков и у девочек имеет свои различия.
Мальчики, созревающие раньше более успешны в общении со своими сверстниками и в разных видах деятельности. Они, как правило, сдержанны, общительны, ответственны и склонны к сотрудничеству – это с одной стороны, а с другой стороны они более конфликтны и озабочены тем впечатлением, которое производят на других.
Напряженными и обидчивыми являются те, чье созревание запаздывает – эти ребята тревожны и импульсивны, стремятся находиться в центре внимания и командовать своими сверстниками. Популярность их среди сверстников значительно меньше.
Раннее созревание девочек оказывает негативное влияние, они больше подвержены стрессу, беспокойны, капризны и менее популярны среди сверстниц. Что касается школы, то у них хуже успеваемость, поведение часто вызывающее. Характерным является преждевременное сексуальное поведение и ранние браки.
Познавательные процессы и умственные способности детей пубертатного периода
В основе социальной ситуации развития подростка находится то обстоятельство, что это, прежде всего, школьник. Школьные предметы, изучаемые в школе, их содержание и логика, формы учебной деятельности формируют и развивают когнитивные процессы и умственные способности.
Когнитивная область в этом возрасте претерпевает структурные изменения, которые выражаются в переходе к абстрактному и формальному мышлению.
Подросток имеет возможность анализировать любую ситуацию, независимо от реальных обстоятельств. Предметом мышления становится сам процесс мышления, т.е. приобретается рефлексивный характер.
В подростковом возрасте идет развитие произвольности всех психических процессов, что является важным психическим новообразованием. Приобретается способность к аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. Восприятие становится последовательным, всесторонним и плановым.
Также изменения происходят в памяти и внимании, растет умение контролировать внимание и память, управлять этими процессами. Запоминание словесного и абстрактного материала увеличивается. Однако в развитии познавательных процессов и умственных способностей мальчики и девочки различаются.
Девочки в словесно-речевой деятельности превосходят мальчиков, которые превосходят девочек в математических способностях и решении пространственных задач.
Активность и импульсивность подростков могут приводить к неустойчивости внимания и отвлекаемости – на одних уроках подросток внимателен, и сосредоточен, а на других быстро отвлекается и не может сосредоточиться.
Причины снижения успеваемости могут быть разные – от возрастной перестройки организма, имеющей временный характер, до серьезных психических заболеваний.
Одной из главных причин слабой успеваемости является отсутствие адекватной мотивации учебной деятельности.