Сущность понятия «педагогическая поддержка»
Педагогическая поддержка – это деятельность педагога, направленная на развитие свободоспособности ребенка
Рисунок 1. Педагогическая поддержка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В России основные концептуальные положения педагогической поддержки были разработаны О.С. Газманом. Сущность поддержки он определяет как оказание превентивной и оперативной помощи ребенку в решении его проблем, а её суть заключается в оказании помощи в преодолении каких-либо препятствий. При этом необходимо ориентироваться как на реальные, так и на потенциальные возможности и способности ребенка, развивать его потребность в успешности своих действий.
Педагогическая поддержка имеет свой предмет, цели и задачи. Предметом является совместный процесс определения интересов и возможностей ребенка.
Цель – оказать помощь маленькому человеку в самоопределении и самореализации, решая при этом следующие задачи:
- осознание педагогом проблемы ребенка и всей ситуации его саморазвития;
- оказание помощи ребенку в осознании ситуации и коррекции собственного понимания;
- совместная с ребенком рефлексия проблемы;
- создание условий для перспективы саморазвития ребенка.
Основным элементом образования, считает О.С. Газман, является педагогическая поддержка, представляющая систему средств, обеспечивающих помощь ребенку.
Нормы педагогической поддержки, считает Н.Б. Крылова, должны быть заложены в профессиональной позиции воспитателя. Все дошкольники являются маленькими исследователями, поэтому задача педагога заключается в сохранении и дальнейшем развитии стремления к познанию, дать пищу для развития ума ребенка, удовлетворить его потребность в активной деятельности.
Разрешение проблемы несет в себе не только снятие напряжения и улучшение состояния, но ещё и тренинг, проводимый в реальной ситуации.
В педагогической поддержке выделяется несколько этапов:
- диагностический этап, предполагающий обнаружение проблемы, фиксация факта;
- поисковый этап, связан с совместным поиском причин проблемы и способов её решения;
- проектировочный этап, в ходе которого устанавливаются договорные отношения между ребенком и воспитателем по решению проблемы;
- деятельностный этап – деятельность воспитателя и ребенка, в ходе которой действует в основном сам ребенок;
- рефлексивный этап – совместный анализ деятельности по решению проблемы.
Педагогическая поддержка помогает восстановить уверенность в своих возможностях и создает оптимальные условия для развития личности. Педагогическая поддержка нацелена на формирование личности дошкольника, на преодоление социально неуверенного поведения старших дошкольников в детском образовательном учреждении. Субъектами этой поддержки являются дети, родители и педагоги.
Психолого-педагогические особенности подготовки дошкольников к обучению в школе
При подготовке старших дошкольников к школьному обучению важно учитывать их психолого-педагогические особенности.
Пятилетний ребенок – это старший дошкольник, этот возраст психологи называют базовым, потому что в этот период закладывается 90% черт личности взрослого человека. Начавшиеся в три года процессы самоидентификации у пятилетнего ребенка продолжаются, идет формирование своего мнения и своего взгляда на мир. В этом возрасте надо найти подход к ребенку, чтобы помочь ему во взрослении и сохранить с ним эмоциональную связь.
У старших дошкольников идет не только общее физическое развитие, у них совершенствуется нервная система, улучшается подвижность, устойчивость нервных процессов.
Отличительной особенностью старших дошкольников является высокая двигательная активность, но сила и выносливость у них ещё небольшая. Игра в этом возрасте продолжает оставаться ведущей деятельностью ребенка.
Потребность в общении со сверстниками возрастает после пяти лет. Ребенок в ходе совместной деятельности обменивается информацией, планирует, разделяет функции и так постепенно складывается сплоченное детское сообщество. Широта круга и интенсивность общения значительно увеличиваются. Происходит активное развитие диалогической речи, в недрах которой формируется новая форма – монолог.
Качественные изменения происходят в познавательных процессах. Более целенаправленным становится восприятие, развивается наблюдательность. В старшем дошкольном возрасте ведущим типом мышления является наглядно-образное, но наряду с ним появляются элементы словесно-логического мышления.
Развивается такое важное умение, как слушать и понимать речь взрослых и сверстников, правильно отвечать на вопросы с точки зрения грамматики, проявлять инициативу в разговоре. Ребенка в этом возрасте надо погрузить в мир звуков, открыть особую действительность языка для того, чтобы сформировать звуко-слоговый анализ и синтез. Научившись слышать в слове отдельные звуки, ребенок легче и лучше осваивает правильное звукопроизношение.
Быть готовым к школе, по мнению Л. Вернера, совсем не значит, что уже сегодня ребенку надо уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе означает, что ребенок готов всему этому научиться.
Словарный запас у старшего дошкольника уже значительный. Решая задачу обогащения лексики важно особое внимание уделить качественной стороне словаря.
Этап речевого развития ребенка – усвоение грамматической системы языка – в этом возрасте заканчивается и возрастает удельный вес простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
В шесть лет ребенок активно осваивает разные типы текстов – рассуждение, описание, повествование. Некоторые дети не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, не умеют регулировать громкость, скорость речи.
Относительно старших дошкольников круг учебных задач остается, как и на предыдущих этапах, но содержание усложняется. Старший дошкольник, если он здоров, то имеет хорошее физическое развитие, обладает навыками самообслуживания, владеет навыками общения, развивается интеллектуально, имеет развитую речь.
Педагогическая поддержка обучения дошкольника
Организация педагогического процесса меняется в результате применения технологии педагогической поддержки. Планирование воспитания начинается от ребенка и его жизненных проблем, а не от социального заказа.
В основе взаимодействия воспитателя и ребенка должны лежать принципы гуманизма, а профессиональной позицией педагога, его жизненным кредо –педагогическая поддержка.
Со стороны педагога оказать «поддержку» означает «стать опорой», «укрепить» то, что заложено в ребенке природой, обрести уверенность, подкрепить положительное.
На первом плане дошкольного образования стоят идеи личностно-ориентированной педагогики, а одна из её технологий – педагогическая поддержка, которая базируется на принципах индивидуализации и персонификации образовательных задач для старшего дошкольника в режиме дня.
Воспитатель осуществляет педагогическую поддержку через применение отдельных педагогических методов и приемов, среди которых есть традиционные и нетрадиционные.
Создание ситуации успеха в индивидуальной поддержке имеет большое значение. Поддерживать можно посредством слов одобрения, посредством совместных действий, выражением лица, повышением статуса ребенка, значимости его личного вклада.
Активные методы обучения помогают в решении таких задач как развитие самостоятельности, активности, воли, развития коммуникативных качеств, умения работать в коллективе.
Активные методы обучения преследуют такие цели, как развитие внимания, творческих способностей, рефлексии, умение находить наиболее оптимальные решения.
Требования ФГОС и их успешная реализация предполагают, что воспитатель-педагог владеет определенными компетенциями, среди которых:
- использование форм и методов сотрудничества с детьми в ходе образовательного процесса в соответствии с их особенностями;
- взаимодействие взрослых и детей, ориентированное на интересы каждого ребенка;
- поддерживать доброжелательное отношение детей друг к другу;
- вовлечение родителей в образовательный процесс.
Педагог-воспитатель, овладевающий технологией педагогической поддержки, должен показать ребенку свою готовность его поддержать в сложной ситуации, адекватно понять, что он хочет и по поводу чего у него возникает проблема.