Выделяют три основных вида памяти:
- Эксплицитная память. Посредством этой памяти, человек может переживать прошлые события, которые произошли в определенном временном периоде и месте. Воспоминания носят осознанный характер, поэтому и память является осознанной.
- Имплицитная память. Такая память носит неосознанный характер и является долговременной.
- Кратковременная память.
Рисунок 1. Виды памяти. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Двигательная память
Такая память в психологии основывается на усвоении, сохранении и последующем воспроизведении разнообразных движений.
Такая память позволяет сформировать навыки в практической и трудовой сфере деятельности, в том числе навыки ходьбы, письма и др. Она позволяет автоматически выполнять движения, не прибегая каждый раз к их изучению. Действия воспроизводятся по памяти, отклоняясь незначительно от первого образа, отложенного в памяти.
Точное воспроизведение движений осуществляется в идентичных раннему выполнению условиях. Для памяти являются сложными те движения, которые входили в состав структурного действия, а сейчас требуют отдельного выполнения. Это обусловлено тем, что память воспроизводит движения по ранее построенным связям, а не в отрыве от них.
Двигательная память развивается с раннего возраста. Дети быстрее усваивают именно движения и могут их воспроизвести на рефлекторном уровне. Позднее, это становится осознанной деятельностью, реализуемой за счет мыслительных процессов, волевых качеств.
Развитие двигательной память происходит постепенно. К двум годам она уже достигает той степени развитости, которая помогает активизации речевого аппарата.
Двигательная память проявляется неоднородно в разные возрастные периоды.
Эмоциональная память
Такая память в психологии представляет собой усвоение и воспроизведение чувств и эмоций.
Эмоциональная память особенно важна во всех сферах деятельности человека. Те чувства, которые переживает человек, сохраняются в памяти в виде особых сигналов, активизация которых приводит к активизации конкретного действия или его торможению.
Память воспроизводит чувства, которые в сильной степени отличаются от первоначально усвоенных. Причем, отклонение может быть сделано, как в сильную, так и в слабую сторону. Например, на горе сменяется печалью, а восторг спокойствием. Обида может развиться и развить чувство гнева.
Изменения могут затронуть и содержательную сторону чувств. Например, то, что ранее казалось ужасным недоразумением, сейчас может быть преподнесено, как курьез. Мелкие неприятности в раннем периоде, теперь могут стать приятными случаями.
Эмоциональная память развивается в полугодовалом возрасте. при этом, ее первые проявления будут значительно разниться с проявлениями эмоциональной памяти в дальнейшем. Это обусловлено характером памяти этого возрастного этапа развития. Она является условно-рефлекторной. А осознанный характер развивается в более позднем периоде развития.
Образная память
Такая память в психологии представляет собой воспроизведение воспринятого в виде представлений. С ней связаны картины природы и жизни, звуки, запахи, вкусы и др. Для этого вида памяти присуще те особенности, которые делают представления блеклыми, невыразительными, фрагментарными и нестабильными. Это обусловлено различием между ранее воспринятым объектом и его образом. Причем время может усугубить эти отличия.
Отличие от реального объекта может идти в двух направлениях:
- Смешение образов. Образ утрачивает свои параметры и на первый план выходит общее для данного объекта и иных предметов;
- Различие образов. В памяти происходит усиление параметров, характерных для этого образа, что делает акцент на исключительных свойствах предмета.
На простоту воспроизведения образа оказывают воздействие два показателя:
- Содержание и эмоциональный окрас образа, чувственное состояние человека.
- Состояние человека в момент воспроизведения образа. Более точное воспроизведение присуще тем объектом, которые были названы словами при восприятии.
Словесно-логическая память
Такая память в психологии выражается в запоминании и воспроизведении мыслей человека. Так, человек может отразить словесно содержание прочитанной книги.
Специфика этого вида памяти состоит в том, что мысли могут существовать только во взаимодействии с речью. Это объясняет название данной памяти.
Проявление памяти происходит:
- Когда не нужно сохранять реальные выражения, а только их смысловое значение.
- Когда осуществляется запоминание не только смысла, но и его словесного воплощения.
Эти виды памяти могут друг другу не соответствовать. К примеру, кто-то легко запоминает смысл прочитанного, но не может его воспроизвести в словесной форме, а кто-то напротив, легко выучит текст наизусть, без понимания его смыслового значения.
Относительно всех видов памяти словесно-логическая память является ведущей.
Расстройства памяти
Психология рассматривает память в качестве уязвимого и подверженного сильному воздействию различных факторов явления.
Нарушения памяти имеют множество разных видов и они широко распространены. Еще Ларошфуко отмечал, что люди в основном жалуются на свою память, но никто из них не жалуется на свой разум.
Критерии развития памяти имеют достаточно обширный диапазон. Это объясняется индивидуальными параметрами личностного развития. Поэтому сказать, что память у человека «нормальная» очень сложно.
Память человека может иметь гиперфункциональные характеристики. Они проявляются тогда, когда воспоминания являются более реальными и яркими, а также детальными. Сама гиперфункция памяти может быть обусловлена сильным возбуждением, употреблением наркотических и психотропных препаратов, гипнотическим воздействием и принимать вид назойливых воспоминаний. Гиперфункция памяти не является широко распространенным явлением.
Чаще всего наблюдается ослабление функций памяти, ее частичная утрата, невозможность запоминать текущие события и воспроизводить их в дальнейшем. При этом, может быть затруднено запоминание имен и фамилий, дат, терминологии. Такие проявления нарушений памяти являются самыми распространенными.
В случае утраты функций памяти происходит развитие серьезного заболевания, именуемого амнезией. Оно возникает в результате: алкоголизма, травм, склероза, возрастных и негативных изменений личности. Амнезия развивается поэтапно. Сначала человек перестает запоминать только новую информацию, а затем все запасы данных в памяти стираются. Первоначально пропадает информация, усвоенная недавно, а потом воспоминания последних годов жизни человека. Только очень старые «архивы памяти» - воспоминания детства и юности сохраняются гораздо большее время.
Гораздо быстрее человек теряет те воспоминания, которые требуют сложных мыслительных действий для воспроизведения.
Это приводит к тому, что человек уже не может накапливать новый опыт, сохранять текущую информацию. В психологии это носит название – «корсаковский синдром». В памяти могут храниться только данные, усвоенные и сохраненные ранее. Если личность является эмоционально неустойчивой, то развивается забывчивость, информация усваивается неточно.
Когда происходит расстройство памяти, то идет нарушение её мотивационных компонентов, т.е. незавершенные действия не сохраняются в памяти.
Память очень легко подвергается зависимости от страстей и убеждений человека, его наклонностей. Сказать, что все воспоминания являются объективными и беспристрастными очень сложно.
Частым явлением является искажение памяти, обусловленное ослаблением навыков различать свое и чужое –человек не различает, что он переживал в действительности, что слышал и что видел. Многократное повторение воспоминаний приводит к их одушевлению. Это значит, что чужие мысли и идеи человек совершенно искренне относит к собственным. Этот пример свидетельствует о том, что память взаимосвязана с воображением и фантазией.
Интересно то, что серьезные травмы мозга не всегда приводят к таким же нарушениям памяти, хотя, естественно, чем обширнее и серьезнее травма, в большей степени нарушается функционирование памяти.
Некоторые психологи утверждали, что память функционирует за счет мозга, чья деятельность, в основном, и связана с памятью. Но, развитие науки привело к тому, что был определен участок мозга, отвечающий за управление процессами перевода краткосрочной памяти в долгосрочную. Без этого процесса осуществление запоминания и воспроизведения информации было бы нереальным.
Участок мозга, отвечающий за этот перевод был назван гиппокампом. Он расположен в височной доле мозга. Удаление гиппокампа дает возможность больным сохранять память о том, что было до операции, запоминания новых данных не происходило.