РАС — это расстройства аутистического спектра (аутизм). Они представляют собой нарушения психического развития, проявляющиеся в течение первых трех лет жизни и являются следствиями нарушения функционирования мозга.
Особенности детей с РАС
Для поведения ребенка с аутизмом характерна жесткая стереотипность: от многократного повторения элементарных движений (например, прыжки, потряхивание рукой) до сложных ритуалов и агрессии (крики, самоповреждение).
Принято рассматривать несколько видов аутизма:
- Синдром Каннера (ранний детский аутизм);
- Синдром Аспергера (высокоинтеллектуальный аутизм);
- Атипичный аутизм ребенка;
- Синдром Ретта (аутистичекий вариант);
- Прочее дезинтегративное расстройство детства;
- Гиперактивное расстройство, которое сочетается с умственной отсталостью и двигательными стереотипиями.
Многие родители детей с РАС отметили, что увидели особенности практически с рождения. Ребенок с аутизмом не смотрит в глаза, не интересуется окружающими людьми, не любит, когда к нему прикасаются. Он проявляет чувствительность к некоторым звукам, любит выстраивать предметы в линейку, часто он не может говорить и не способен осознавать опасные ситуации, проявляет гиперактивность или, напротив, пассивность.
Если рассматривать причины детского аутизма, то ученые не дают однозначного ответа на этот вопрос. В первую очередь, многие исследователи ссылаются на «издержки цивилизации». Считается, что в слаборазвитых государствах аутичных детей гораздо меньше.
Разные специалисты выдвигали в сове время разные гипотезы. Так, кто-то говорит о воздействии экологии, кто-то отводит основное значение в росте частоты аутизма гормональным контрацептивам и избыточному количеству углеводов. Есть ученые, которые видят влияние вакцинации на рост аутизма. Они полагают, что большие нагрузки на детский организм приводят к истощению не только иммунитета, но и эндокринной системы (психики).
Отношение родителей к детям с РАС
Часто родители аутичного ребенка переживают, что он производит впечатление капризного, избалованного, невоспитанного. Иногда он кажется крайне неловким и неуклюжим. Особую сложность в отношении родителей к факту инвалидности представляет непонимание и осуждение окружающих (например, на прогулке, в транспорте или магазине). Это существенно усложняет положение ребенка и отношение родителей.
Родители детей с Рас чувствуют себя часто отверженными и одинокими. Они боятся появляться в обществе, имея страх перед появлением в общественных местах вместе с ребенком. Часто при этом мать или отец стыдятся его. Иногда, ребенка, который страдает тяжелой формой аутизма, не принимают ни в одно детское дошкольное учреждение. Когда он достигает школьного возраста, его могут признать «необучаемым», не принимая даже во вспомогательную школу. Это вызывает у родителей чувство беспомощности.
Родители детей с РАС, как правило, чувствуют себя несчастными. Они живут в нервной стрессовой обстановке, испытывая безысходность. Если у родителя нестабильная психика, то он может начать срываться на ребенка-аутиста, кричать на него, обзывать или бить его.
Специалисты подчеркивают большое значение доброжелательной атмосферы в семье для успешной коррекционной работы с аутичным ребенком. По этой причине в семье очень важно сформировать благоприятный психологический комфорт. Для этого родители должны избавиться от некоторых стереотипов. Они есть у многих, но не у всех родителей (например, «ребенок — это наказание от Бога», «жизнь кончена» и т. д.).
Стереотипы влияют на отношение родителей к ребенку с РАС и причиняют им огромные страдания. Они начинают заранее диктовать заданный жизненный сценарий, как бы требуя от матери или отца отбросить все свои планы, мечты и жить так, как им жить совсем не хочется. Такие родители начинают смотреть на ребенка как на первоисточник всех бед.
Ребенку с РАС необходима помощь и поддержка родителей. Часто они показывают негативное отношение к факту инвалидности. Для того, чтобы помочь важно избавиться от стереотипов. В первую очередь, родители должны уменьшить свои амбиции в отношении аутиста. Не нужно требовать от него невозможного, а лучше обратить внимание на его сильные стороны и начать развивать их.
Чувство вины и неудобства в обществе смягчается, если родители признают за ребенком право быть таким, какой он есть. Не нужно обращать внимание на то, что говорят или думают незнакомые люди, конечно, если ребенок не нарушает их границы.
В попытках научить чему-то аутичного ребенка не стоит ждать от него быстрого результата. Следует проявлять терпение и научиться радоваться даже маленьким достижениям. Глядя на ребенка, не стоит думать о чувстве стыда или вины. Следует помнить, то он ни в чем не виноват и очень желает любви своих родителей.
Отрицательное отношение родителей к ребенку с РАС нарастает по причине того, что они не хотят отказываться от своих планов и жизни. Они считают, что должны принести себя в жертву инвалиду-ребенку и сложившимся обстоятельствам. В этом случае не нужно замыкаться в своем мире и бояться говорить о своем ребенке. Как показала практика, люди в своем большинстве гораздо более терпеливы, чем это кажется на первый взгляд.
Еще один выход из ситуации негативного отношения к своему ребенку заключается в общении семей с аналогичными проблемами. В ходе такой коммуникации родители могут перестать чувствовать свое одиночество, особенность и обособленность. Появляется бодрость от того, что есть семьи с такими же проблемами, а те, кто прошел этот путь раньше, могут помочь советами.
Общаясь между собой, родители уже не будут стесняться своих детей. Они не переживают из-за их странностей и поведения, начиная доброжелательно относиться к особенностям других. В результате подобного взаимодействия происходит установка новых дружеских связей, а жизнь приобретает новые оттенки.