Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Виды психических процессов: внимание

Что такое психические процессы

Замечание 1

Понятие «психические процессы» является одним из ключевых в психологии. Под этим термином понимают процессы психической деятельности человека, которые имеют специальные функции в целостной структуре психики.

Психические процессы имеют ряд определённых характеристик, так они:

  • кратковременны
  • быстропротекающие
  • являются откликом на происходящее
  • тесно связаны между собой

Психические процесс сливаясь воедино образуют психику личности. Психика постоянно изменяется под влиянием окружающей действительности. Изучение психики всегда происходит в динамике, в процессе взаимодействия. Психические процессы так же изучают в динамике.

Какие бывают психические процессы

Сегодня психологические процессы разделяют на отельные подгруппы условно, так как в современной психологии их уже принято не разграничивать. Объясняется это тем, что одни психические процессы невозможны без других, например, внимание невозможно без мышления.

Все психические процессы условно разделяют на:

  • познавательные
  • эмоциональные
  • волевые

К познавательным психическим процессам относят:

Эмоциональные психические процессы включают в себя:

  • эмоции
  • аффекты
  • стресс
  • чувства

Волевые психические процессы подразделяют на:

  • постановку цели
  • принятие решения
  • борьбу мотивов

В этой статье более подробно будет рассмотрен такой познавательный психический процесс как внимание.

Внимание как вид психического процесса

Определение 1

Внимание представляет собой психический процесс, который направлен на концентрацию сознания на том или ином объекте, явлении, деятельности. Внимание включает в себя 2 главные составляющие: направленность и сосредоточенность.

«Виды психических процессов: внимание» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Под направленностью понимают выбор объекта, а под сосредоточенностью предполагают отвлеченность от всего, что не связано с этим объектом. У животных внимание проявляется как настороженность, бдительность.

В эволюционном спектре развитие внимания имеет взаимосвязь с развитием тонической рефлекторной иннервации. Тоническая рефлекторная инверсия нужна для того что бы индивид мог реактивно переходить в состояние активного покоя для того что бы вести наблюдение за объектом.

В отличии от некоторых других психических процессов, процесс внимания не может быть отделен от восприятия, мышления и некоторых других психических процессов.

Внимание является характерной чертой познавательной деятельности. Еще одной характеристикой внимания является направленность, индивид может выбирать на чем он будет фокусироваться. В процессе внимания восприятие объекта индивидом меняется: при концентрации на объекте, индивид получает больше информации о нем, объект становится более ясным, четким, понятным. Процесс внимания является двусторонним. Это значит, что с одной стороны индивид может оказывать внимание объекта, а с другой стороны сам объект может привлекать внимание индивида, поэтому процесс внимания подразделяют на произвольный и непроизвольный.

Свойства внимания

Выделяют 6 основных свойств внимания, у разных индивидов они развиты в разной степени:

  • сосредоточенность
  • устойчивость
  • объем
  • распределение
  • переключение
  • рассеянность

Под сосредоточенностью понимают удерживание информации о предмете или событии в краткосрочной памяти. С сосредоточенность или иначе концентрацией имею тесную взаимосвязь нервные процессы по возбуждению.

Под устойчивостью внимания понимают способность индивида сопротивляться вещам, которые отвлекают его внимание. Устойчивость внимания не постоянная характеристика, она может усиливаться и ослабевать.

То свойство внимания, определяющее какое количество информации может храниться в области повышенного внимания индивида носит название объем памяти. Объем внимания у разных людей может отличаться, но в средним взрослый человек способен одновременно удерживать в своём внимании 4-6 объектов, ребенок школьного возраста от 2- 5 объектов.

Замечание 2

Тахистоскоп – это прибор, с помощью которого можно измерить объём внимания. Суть измерения заключается в следующем: прибор на 0,1 секунду показывает человеку некие объекты - какое количество объектов удалось запомнить человеку, такой у него объем памяти.

В понятии распределения заключается способность индивида одновременно следить за несколькими разнородными объектами или выполнением действия.

Переключение внимания — это изменение направления сознания с одного объекта, ситуации, действия на другие. Это изменение является сознательным, осмысленным, связано с новым целеполаганием.

Под понятием «рассеянность внимания» понимают неспособность индивида концентрировать свое внимание на объектах, ситуациях, действиях. Рассеянность может приводить к ошибкам внимания, к избирательному невниманию. Рассеянность появляется по различным причинам. К причинам относят:

  • бессознательное желание что-то делать
  • физические недомогания (усталость, бессонница, головная боль)
  • однообразная деятельность
  • поражение головного мозга
  • психические заболевания (невроз, депрессия)

Виды внимания

Ученые выделяют три вида внимания:

  • произвольное
  • непроизвольное
  • после произвольное

В ситуациях, когда индивид имеет перед собой определенные задачи и цели, начинает работать механизм произвольного внимания. Произвольное внимание включат в себя внимание сознательное, направленное внимание, сосредоточенность. Связь внимания основана не на специфике предмета, его способности привлекать, а на цели индивида, при этом индивиду иногда необходимо прилагать значительные усилия для концентрации внимания. Как доказана учеными умственная деятельность становится легче в тех ситуациях, когда концентрация внимания сопровождается практической деятельностью.

В механизмах непроизвольного внимания главная роль отводится предметам (ситуациям, действиям), которые привлекают внимание индивида, при этом сам индивид не имеет предварительного сознательного намерения концентрироваться на этом объекте. Непроизвольное внимание возникает по нескольким причинам: объект имеет определенные особенности, которыми он привлекает; новизна объекта, значимость объекта, ожидания от объекта.

В ситуациях, когда у индивида включается внимание, связанное с интересами, увлечениями происходит включение механизма после произвольного внимания. Этот вид внимания является осознанным, но при этом особенных усилий воли не требуется для концентрации над этим объектом.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot