Особый подход к особым детям
Особыми называют детей с особыми потребностями.
Это социальный и педагогический термин, однако, в юридических документах эти дети остаются детьми-инвалидами. Термин пришел с Запада и предложен самими инвалидами.
Особых детей можно разделить на две группы. К первой из них относятся дети с физиологическими и физическими проблемами и дети, инвалиды с детства. Ко второй группе относятся дети с ДЦП, аутисты. Особые дети требуют особого подхода, включая их обучение, требуют помощи квалифицированных специалистов.
Среди особых детей дети с тяжелым и глубоким нарушением интеллекта, занимают особое место. У них отмечается грубое нарушение познавательных процессов – активного восприятия, произвольного внимания, памяти, пространственного восприятия, всех видов мыслительных операций. Довольно часто недоразвитие интеллекта осложняется сопутствующими заболеваниями и раньше эти дети считались необучаемыми.
Сегодня на эту проблему смотрят по-другому, и залог успеха состоит в принятии этой уникальности, принятии его потребностей и возможностей. Важно, сделать первые шаги, подтолкнуть ребенка. Специальные коррекционные мероприятия для этих детей опираются на сохранные функции психики, поэтому возможно формирование зачатков тех навыков, которые дадут возможность обучаться в специальных коррекционных школах.
Коррекционные мероприятия направлены на то, чтобы ребенок сумел овладеть элементарными и трудовыми навыками, получил возможность выполнять несложные трудовые операции, как в быту, так и в специальных производственных условиях, ориентируясь в окружающем его мире.
Для особых детей занятия с дефектологом порой являются единственным шансом на получение образовательных услуг.
Для достижения положительного результата учителю-дефектологу важно действовать в команде с родителями. На совместных занятиях родители обучаются практическим приемам и навыкам коррекционной работы – в результате родители становятся активными участниками коррекционного процесса, а не просто пассивными наблюдателями.
Все этапы коррекционной работы подчинены:
- формированию навыков общения с окружающими и адекватному взаимодействию;
- привитию навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, несложной предметной деятельности;
- формированию интереса к окружающему, собственной активности, развитию всех сторон личности ребенка.
Цель коррекционной работы – обеспечить каждому ребенку достижение уровня, соответствующего его потенциальным возможностям.
Осуществление данной цели происходит по следующим направлениям – формирование навыков социального поведения, простейших игровых действий, конструктивной деятельности, сенсорных представлений, предпосылок развития речи, развитие самостоятельной устной речи, звуковой культуры речи, предметно-практической деятельности, развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук.
Цель коррекции реализуется через индивидуальные занятия при оптимальном режиме два раза в неделю. Длительность таких занятий от 10-15 минут до 20-25 минут. В содержании работы особое место отводится занятиям по организации адекватного взаимодействия и мотивации к деятельности.
Дети с ДЦП
Ребенок может родиться с очень серьезной патологией, например, с такой, как ДЦП – детский церебральный паралич. Люди об этой болезни, которая представляет собой совокупность синдромов, объединенных поражением головного мозга, знают со времен существования человечества,.
Первое название этой болезни «болезнь Литтла», появилось в середине XIX века в Британии. Было составлено описание болезни, причиной которой являлись тяжелые роды. Второе название, «церебральные параличи», дал врач У. Ослер, уделивший внимание неправильному процессу рождения. В наше время ученые утверждают, что возникновение болезни происходит во время беременности или в первые часы после рождения.
Термин ДЦП означает поражение центральной нервной системы с неврологическими проблемами, что является предпосылкой всех видимых симптомов – ослабленный тонус мышц, проблемы с моторикой, отставание в развитии, сложности в овладении языком, письмом, сложности в общении.
ДЦП затрагивает большие полушария мозга и со временем взросления ребенка поврежденных клеток мозга не становится больше, потому что они со времени заболевания ограничены определенной областью. Болезнь не прогрессирует ввиду того, что новые структуры мозга ею не захватываются.
В мире ДЦП относят к распространенным детским заболеваниям, причем, у мальчиков частота заболевания более высокая. На каждую тысячу новорожденных по статистике с таким диагнозом приходится около 6 младенцев.
Причинами ДЦП специалисты считают генетические повреждения, кислородное голодание мозга, тяжелые и продолжительные роды, инфекционные заболевания (менингит, энцефалит), токсическое воздействие на ребенка во время беременности, физические воздействия на плод во время беременности, например, рентген, родовые травмы.
К другим факторам относятся преждевременные роды, маленький или, наоборот, большой вес ребенка, хронические заболевания женщины.
При выявлении нескольких факторов риск развития патологии у ребенка возрастает. При церебральном параличе правильная работа и целостность структур головного мозга нарушаются.
Для подбора корректного лечения важно, как можно быстрее выявить причины нарушений, а в первые недели его жизни это могут быть гемолитическое заболевание, асфиксия, попадание околоплодных вод в дыхательные пути, дефекты системы дыхания.
Особенности общения с детьми с ДЦП
В обществе у каждого человека есть свое место и через процесс общения у него есть возможность понять себя и других, оценить свои действия, реализовать свои возможности в жизни. К сожалению, в современном обществе число детей с ограниченными возможностями увеличивается. Это дети-инвалиды с особыми образовательными потребностями. Их состояние здоровья препятствует освоению образовательных программ – к данной категории относятся дети с детским церебральным параличом. Ведущим нарушением при ДЦП является нарушение двигательных функций с возможными нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта.
Обучение общению этих детей имеет для них большую значимость. Способность выразить свои желания и нужды, попросить о помощи помогут ему войти в большой мир, адаптироваться к нему и научиться жить в этом мире. Основным средством общения является речь, которая развивается через движение в социальном контакте. Основа её закладывается на первом году жизни малыша.
Дети с ДЦП имеют сниженный эмоциональный отклик на общение взрослого человека. У них отсутствует комплекс оживления при появлении матери, непонятными для него остаются мимические средства взрослых при контакте.
Дети с ДЦП ведут себя пассивно и не проявляют никакого желания контактировать с взрослыми людьми. Сами они не стремятся к общению, но под давлением взрослого устанавливают недолгие контакты. Общаясь, они используют жесты, сопровождая их резкой мимикой и гримасами, выражая свои эмоции.
У детей с церебральным параличом общение ограничено. Общение со сверстниками носит эпизодический характер, поскольку они предпочитают играть в одиночку, а действия с игрушками носят единоличный характер.
В дошкольном возрасте у детей с церебральным параличом формируются те же формы общения и мотивы, что и у здоровых, только потребность в общении выражена не так интенсивно. Ребенок с ДЦП при взаимодействии с другими может проявлять неадекватные эмоциональные реакции. Повзрослев, он уже осознает себя, но имеет заниженную самооценку и отгораживается от мира. Чтобы такой ребенок получал удовольствие от общения с взрослыми и сверстниками, специалисты рекомендуют привлекать к общению не только больных детей, но и здоровых. Развитие ребенка стимулируется при общении со сверстниками.
Система помощи детям с церебральным параличом включает их пребывание в специализированных детских учреждениях. В таких специализированных учреждениях проводится коррекционное обучение, воспитание и подготовка к школе. Коррекция проводится ненавязчиво, с использованием тех видов деятельности, которые для детей привлекательны. Задача эта очень непростая и очень важно, чтобы окружающие люди и родители относились к ребенку естественно.
Душевное состояние ребенка с ДЦП зависит не от тяжести самого нервно-психического заболевания, а от его отношения к своему дефекту.