Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности внимания детей с нарушениями слуха

Определение 1

Внимание детей с нарушениями слуха характеризуется сниженным объемом. Ребенок с нарушениями слуха может в одно и то же время воспринимать меньшее число элементов, чем хорошо слышащий ребенок. Это связано с тем, что получение информации осуществляется на слухо-зрительной основе.

Понятие и особенности внимания

Внимание представляет собой обязательное условие выполнения какой-либо деятельности. Считается, что, что бы ни делал человек (например, играет, учится, работает), ему важно сосредоточить свое внимание на выполняемом деле. Качество требуется при обучении, когда учащийся начинает сталкиваться с новыми для него явлениями.

Дети с нарушениями слуха, так же как и хорошо слышащие, должны обучаться и усваивать много нового. Тем не менее, нарушение работы слухового анализатора способно накладывать свой отпечаток на развитие мышления, памяти, речи и внимания. Педагогам и родителям ребенка с нарушенным слухом нужно знать особенности его внимания. Это поможет грамотно осуществить учебную и коррекционную работу.

Таким образом, внимание заключается в сосредоточенности психической деятельности ребенка в данный момент времени на соответствующем реальном или идеальном объекте. Внимание — это динамическая характеристика деятельности, которая позволяет активизировать нужные и тормозить ненужные психические процессы. Оно способствует целенаправленному отбору поступающих сведений, регуляции и контролю протекания деятельности. Внимание характеризуют следующие свойства:

  • Объем,
  • Избирательность,
  • Устойчивость,
  • Переключаемость,
  • Распределение.

Ученые выделяют произвольное, непроизвольное и послепроизвольное внимание.

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха

Особенностью развития детей с нарушением слуха является то, что первичный дефект слухового анализатора приводит к недоразвитию функций, которые связаны с ним наиболее тесно. Данный дефект замедляет развитие и ряда других функций, которые относятся к слуховой сфере. Нарушения развития частных психических функций, в свою очередь, начинает затормаживать психическое развитие глухого или слабослышащего ребенка.

«Особенности внимания детей с нарушениями слуха » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Психическое развитие детей с нарушениями слуха подчинено тем же закономерностям, которые можно обнаружить в развитии нормально слышащих детей. Это подтверждал в своих исследованиях еще Л. С. Выготский.

Общие закономерности можно характеризовать следующими положениями:

  • Соотношение биологических и социальных факторов в процессе психического развития ребенка;
  • Переход от одного этапа психического развития к другому предполагает глубокие преобразования во всех структурных компонентах психики;
  • Неравномерность психического развития детей в виде сензитивности психического развития;
  • Изменения в детском развитии (развитие представляет собой цепь качественных изменений;
  • Совершенствование высших психических функций.

Все дети с нарушенным слухом испытывают сложности при взаимодействии с окружающим миром. Для них присущи своеобразные особенности развития личности и самосознания. У таких детей снижается способность к приему, переработке и хранению информации. Им трудно осуществлять словесное опосредствование.

У детей с нарушениями слуха, в отличие от нормально слышащих детей, другие темпы психического развития. Для них характерно замедление психического развития после рождения и ускорение в последующие периоды.

Внимание детей с нарушениями слуха

У дошкольников с нарушениями слуха, так же как у их слышащих сверстников, в качестве ведущего вида внимания является непроизвольное внимание. Оно вызвано интересными, новыми и необычными предметами и явлениями для детей.

С возрастом происходит изменение устойчивости внимания. Если поначалу дети не способны заниматься каким-либо делом более трех минут, то к концу дошкольного возраста это время уже достигает 10-12 минут.

В школьном возрасте развивается произвольное внимание, которое становится сознательным и контролируемым. Здесь производится выработка его свойств, включая устойчивость, распределение, переключаемость. У детей с нарушенным слухом гораздо большее значение, чем в норме, начинают иметь зрительные раздражители. Это означает, что основная нагрузка по переработке поступающих сведений ложится на зрительный анализатор.

Например, восприятие словесной речи с помощью считывания с губ предполагает полную сосредоточенность на лице говорящего человека. Ежесекундная фиксация мимики лица и положение губ говорящего человека требует напряжения внимания. Все это приводит к утомлению и потере устойчивости внимания.

Для глухого ребенка переключение внимания требует большее количество времени, что приводит к снижению скорости выполняемых действий и к увеличению числа ошибок. Продуктивность внимания у глухих учащихся зависит в большой степени от изобразительных качеств воспринимаемого материала. Считается, что чем они выразительнее, тем легче ребенок выделяет информативные признаки объектов и делает меньше ошибок.

Для обучения детей с нарушениями слуха широко используются средства наглядности. Одни из них рассчитывают на привлечение непроизвольного (например, яркие картины), а другие на развитие произвольного внимания (например, таблицы и схемы).

Наибольший темп развития произвольного внимания наблюдается у детей с нарушениями слуха в подростковом возрасте (у слышащих детей его формирование происходит на 3-4 года раньше). Более позднее развитие и становление высшей формы внимания можно соотнести с отставанием в развитии речи. Так, изначально произвольное внимание опосредовано через общение со взрослыми, затем ребенок постепенно получает возможность управлять своим поведением на основе самоинструкций.

Дата последнего обновления статьи: 05.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot