Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности внимания детей с нарушениями слуха

Определение 1

Внимание детей с нарушениями слуха характеризуется сниженным объемом. Ребенок с нарушениями слуха может в одно и то же время воспринимать меньшее число элементов, чем хорошо слышащий ребенок. Это связано с тем, что получение информации осуществляется на слухо-зрительной основе.

Понятие и особенности внимания

Внимание представляет собой обязательное условие выполнения какой-либо деятельности. Считается, что, что бы ни делал человек (например, играет, учится, работает), ему важно сосредоточить свое внимание на выполняемом деле. Качество требуется при обучении, когда учащийся начинает сталкиваться с новыми для него явлениями.

Дети с нарушениями слуха, так же как и хорошо слышащие, должны обучаться и усваивать много нового. Тем не менее, нарушение работы слухового анализатора способно накладывать свой отпечаток на развитие мышления, памяти, речи и внимания. Педагогам и родителям ребенка с нарушенным слухом нужно знать особенности его внимания. Это поможет грамотно осуществить учебную и коррекционную работу.

Таким образом, внимание заключается в сосредоточенности психической деятельности ребенка в данный момент времени на соответствующем реальном или идеальном объекте. Внимание — это динамическая характеристика деятельности, которая позволяет активизировать нужные и тормозить ненужные психические процессы. Оно способствует целенаправленному отбору поступающих сведений, регуляции и контролю протекания деятельности. Внимание характеризуют следующие свойства:

  • Объем,
  • Избирательность,
  • Устойчивость,
  • Переключаемость,
  • Распределение.

Ученые выделяют произвольное, непроизвольное и послепроизвольное внимание.

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха

Особенностью развития детей с нарушением слуха является то, что первичный дефект слухового анализатора приводит к недоразвитию функций, которые связаны с ним наиболее тесно. Данный дефект замедляет развитие и ряда других функций, которые относятся к слуховой сфере. Нарушения развития частных психических функций, в свою очередь, начинает затормаживать психическое развитие глухого или слабослышащего ребенка.

«Особенности внимания детей с нарушениями слуха » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Психическое развитие детей с нарушениями слуха подчинено тем же закономерностям, которые можно обнаружить в развитии нормально слышащих детей. Это подтверждал в своих исследованиях еще Л. С. Выготский.

Общие закономерности можно характеризовать следующими положениями:

  • Соотношение биологических и социальных факторов в процессе психического развития ребенка;
  • Переход от одного этапа психического развития к другому предполагает глубокие преобразования во всех структурных компонентах психики;
  • Неравномерность психического развития детей в виде сензитивности психического развития;
  • Изменения в детском развитии (развитие представляет собой цепь качественных изменений;
  • Совершенствование высших психических функций.

Все дети с нарушенным слухом испытывают сложности при взаимодействии с окружающим миром. Для них присущи своеобразные особенности развития личности и самосознания. У таких детей снижается способность к приему, переработке и хранению информации. Им трудно осуществлять словесное опосредствование.

У детей с нарушениями слуха, в отличие от нормально слышащих детей, другие темпы психического развития. Для них характерно замедление психического развития после рождения и ускорение в последующие периоды.

Внимание детей с нарушениями слуха

У дошкольников с нарушениями слуха, так же как у их слышащих сверстников, в качестве ведущего вида внимания является непроизвольное внимание. Оно вызвано интересными, новыми и необычными предметами и явлениями для детей.

С возрастом происходит изменение устойчивости внимания. Если поначалу дети не способны заниматься каким-либо делом более трех минут, то к концу дошкольного возраста это время уже достигает 10-12 минут.

В школьном возрасте развивается произвольное внимание, которое становится сознательным и контролируемым. Здесь производится выработка его свойств, включая устойчивость, распределение, переключаемость. У детей с нарушенным слухом гораздо большее значение, чем в норме, начинают иметь зрительные раздражители. Это означает, что основная нагрузка по переработке поступающих сведений ложится на зрительный анализатор.

Например, восприятие словесной речи с помощью считывания с губ предполагает полную сосредоточенность на лице говорящего человека. Ежесекундная фиксация мимики лица и положение губ говорящего человека требует напряжения внимания. Все это приводит к утомлению и потере устойчивости внимания.

Для глухого ребенка переключение внимания требует большее количество времени, что приводит к снижению скорости выполняемых действий и к увеличению числа ошибок. Продуктивность внимания у глухих учащихся зависит в большой степени от изобразительных качеств воспринимаемого материала. Считается, что чем они выразительнее, тем легче ребенок выделяет информативные признаки объектов и делает меньше ошибок.

Для обучения детей с нарушениями слуха широко используются средства наглядности. Одни из них рассчитывают на привлечение непроизвольного (например, яркие картины), а другие на развитие произвольного внимания (например, таблицы и схемы).

Наибольший темп развития произвольного внимания наблюдается у детей с нарушениями слуха в подростковом возрасте (у слышащих детей его формирование происходит на 3-4 года раньше). Более позднее развитие и становление высшей формы внимания можно соотнести с отставанием в развитии речи. Так, изначально произвольное внимание опосредовано через общение со взрослыми, затем ребенок постепенно получает возможность управлять своим поведением на основе самоинструкций.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot