Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) — это нарушение нормального темпа психического развития, характеризующееся отставанием развития отдельных психических функций от принятых норм.
Диагноз ЗПР может быть поставлен ребенку только в период дошкольного или младшего школьного возраста. В случае, если по окончанию данных периодов у ребенка отмечается недоразвитие некоторых психических функций, то уже ставится диагноз конституциональный инфантилизм или умственная отсталость.
В ходе проведенных психологических исследований было раскрыто и описано достаточное количество особенностей психической деятельности детей с ЗПР.
Одной из основных особенностей детей с ЗПР является низкая познавательная активность, проявляющаяся неравномерно в разных видах детской деятельности. Связано это с тем у детей с ЗПР имеются особенности во внимании, восприятии, мышлении, памяти и эмоционально-волевой сферы.
Еще одной особенностью психического развития детей с ЗПР является недостаточность процесса переработки сенсорной информации в общем, поэтому у них отмечаются явные проблемы в целостности восприятия, в виду чего дети воспринимают объект, имеющий множество признаков воспринимается фрагментарно.
Кроме того, недостаточность переработки сенсорной информации не позволяет детям воспринимать объект, узнавать его, если он плохо освещен или расположен в необычном ракурсе. При воспроизведении геометрических фигур дети допускают ошибки.
Таким образом, особенностями психического развития у детей с ЗПР является отсутствие или снижение познавательной активности, а также снижение восприятия окружающих предметов, явлений и процессов.
Особенности проявления самооценки у детей с ЗПР
Проблема исследования самооценки является одной из центральных проблем современной психологии. Особенно актуально исследование особенностей самооценки у детей с ЗПР.
Основные направления исследования самооценки у детей с ЗПР в психологии:
- Проблема формирования самооценки и самосознания в рамках социально-психологического аспекта деятельности ребенка.
- Динамика формирования и развития самооценки у детей с ЗПР на разных возрастных этапах.
- Исследование различных форм самооценки у детей с ЗПР, а также изучение степени их устойчивости, в зависимости от вида.
- Влияние уровня самооценки на нарушение поведения у детей с ЗПР.
- Взаимосвязь самоконтроля и самооценки в ходе решения разнообразных практических и жизненных задач.
- Исследование самооценки как одного из основных компонентов структуры личности.
- Влияние типа психического заболевания на развитие самооценки у ребенка.
В результате тех исследований, которые были проведены по данным направлениям, было установлено, что дети с ЗПР имеют определенные особенности самооценки, связанные со спецификой их психического развития, взаимодействиея с окружающими людьми и той среды, в которой они развиваются.
Самооценка детей с ЗПР имеет особенное значение для личностного развития, а также она оказывает определенное влияние на деятельность и поведение детей, их взаимодействие с другими людьми. Кроме того, самооценка занимает центральное место в развитии самосознания, обеспечивает стабилизацию, единство и целостность личности. При этом она входи во множество отношений и связей с иными психическими образованиями, каждый из которых вносит конкретный вклад в формирование и развитие личности.
К основным особенностям самооценки у детей с ЗПР относятся:
- Неустойчивость, неточность, пластичность и неполнота представлений о собственных интеллектуальных, физических и личностных качествах. С возрастом самооценка изменяется, ввиду интеграции и дифференциации представлений о самом себе.
- У детей с ЗПР самооценка не приобретает таких качеств как дифференцированность, рефлексивность, адекватность и устойчивость, ввиду наложения отпечатка первичного дефекта развития личности.
- У большинства детей с ЗПР самооценка неадекватна, что связано с нарушением эмоционального фона. Особое значение на адекватность самооценки оказывает период поступления ребенка в школу. Обусловлено это тем, что дети с ЗПР имеют низкую успеваемость, имеют трудности в освоении школьной программы, зачастую попадают в группу риска.
Таким образом, дети с ЗПР неуверенны в себе, их самооценка занижена. Во многом это связано с особенностями психического развития, несоответствием требований педагога и возможностей учащихся с ЗПР.
В случае, если ребенок с ЗПР в силу различных причин не имеет возможности обучаться в специализированной школе или классе, то постепенно неудачи в учебе, приводят к тому, что он становится равнодушным и пассивным. Все это негативно сказывается на самооценке, она занижена. Если ребенок обучается в специализированно школе или классе, под руководством педагога, психолога и дефектолога, окружающая его обстановка благоприятна и доброжелательна, то уровень самооценки постепенно повышается до адекватного, возрастает чувство собственного достоинства.
Еще одной особенностью самооценки детей с ЗПР является то, что она во многом основана на мнении окружающих людей. В случае, если окружающие дают положительную оценку достижениям ребенка с ЗПР, то самооценка у него близка к адекватной, а если взрослые постоянно напоминают ему о его неуспешности, невозможности выполнить даже простое задание, то самооценка неадекватна и занижена.
В настоящее время существуют исследования, которые показывают также связь между оценками педагогов, самооценками детей с ЗПР и межличностными отношениями детей. Связано это с тем, что межличностные отношения являются сильнейшим средством формирования отношения к самому себе, это источник развития самооценки. В процессе межличностного взаимодействия ребёнок не только познаёт другого человека, но и познаёт самого себя, создаёт свой собственный образ как отражение, преобразование образа другого человека.