Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Проявление эмоций ребенка с ЗПР в процессе межличностного взаимодействия

Все предметы / Психология / Проявление эмоций ребенка с ЗПР в процессе межличностного взаимодействия
Определение 1

Задержка психического развития (ЗПР) — это замедление темпа развития, для которого характерна недостаточность произвольной регуляции, восприятия, внимания, памяти, незрелость мышления и эмоционально-волевой сферы. Этот недуг преодолевается с возрастом при условии обеспечения специально организованного обучения.

Эмоциональные проявления при ЗПР

У ребенка с ЗПР (задержкой психического развития), как правило, можно наблюдать лабильность, повышенную внушаемость, эмоциональную неустойчивость. Эти факторы отражают, в первую очередь, эмоциональное отставание в развитии.

Проявление эмоциональной лабильности происходит через быстро меняющееся настроение и неустойчивость эмоций, легкое возникновение эмоционального возбуждения или плач (иногда, немотивированные проявления аффекта). В случае возникновения агрессии она концентрируется не на действиях человека, а на самом человеке. Нередко у ребенка может возникнуть беспокойство и тревожность.

Замечание 1

Дети с ЗПР чаще всего затрудняются провести описание собственного эмоционального состояния в конкретной ситуации. Это не зависит от того, достаточно ли хорошо они способны определять эмоции других людей по их внешнему выражению. Данный тип недоразвития имеет довольно стойкий характер.

Ученые отмечают также отсутствие толерантности к фрустрирующим ситуациям. Так, даже незначительный повод вызывает эмоциональное возбуждение и даже резкие аффективные реакции, которые не всегда адекватны ситуации. Такие дети то проявляют доброжелательность в отношении окружающих, то вдруг могут стать злыми и агрессивными.

Нередки и случаи, когда у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития отмечается состояние беспокойства и тревожности.

Взаимодействие детей с ЗПР со сверстниками

Дети с ЗПР отличаются от нормально развивающихся детей тем, что практически не нуждаются во взаимодействии со сверстниками. Они предпочтут играть одни, у них не отмечены выраженные привязанности к кому-либо, эмоциональные предпочтения кого-то из сверстников (не происходит выделение друзей, межличностные отношения не обладают устойчивостью).

Готовые работы на аналогичную тему

Необходимо отметить и своеобразие в проявлении регулирующей роли эмоций в действиях дошкольников с ЗПР. Так, проявляющиеся трудности, которые встречаются у детей при выполнении заданий, чаще всего способны вызвать у них резкие эмоциональные реакции (вспышки аффективных состояний). Такие реакции проявляются не только как ответ на настоящие трудности, но и по причине наличия ожиданий затруднений, боязни неудачи. Такие страхи существенно снижают продуктивность ребенка при решении интеллектуальных задач, что способствует формированию впоследствии заниженной самооценки.

Ученые предполагают, что такие проявления трудностей в области понимания эмоций можно связать с отсутствием сформированности соответствующих образов (представлений). Для многих детей с ЗПР характерны:

  • Частая смена настроения;
  • Легкая эмоциональная ранимость;
  • Высокая впечатлительность.

Чаще всего приподнятое настроение присуще для двигательной расторможенности. Оно сопровождается проказами, шалостями, что свойственно более младшим детям. Клиницисты обратили также внимание на черты психики детей с ЗПР, включая эмоциональную незрелость, слабую мотивацию поведения, игровой характер интересов, неспособность прилагать волевые усилия.

Эмоциональная сфера детей с различными видами ЗПР

При разных типах генеза присутствует различная характеристика эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития. Если ЗПР имеет конституциональное происхождение (так называемый гармонический инфантилизм), то эмоциональная сфера определяется более ранней стадией развития. В большей степени она напоминает здесь нормальную структуру эмоционального склада более младших детей. Для этой сферы характерно:

  • Преобладает эмоциональная мотивация поведения;
  • Высокий фон настроения;
  • Появление непосредственности;
  • Яркость эмоций при их поверхностном и нестойком характере;
  • Легкая внушаемость.

ЗПР с соматогенным генезом способна определить задержку эмоционального развития в качестве соматогенного инфантилизма, который обусловлен рядом невротических наслоений (например, неуверенность, страх, капризность, которые связаны с ощущением собственной физической неполноценности).

Эмоциональная сфера в случае с ЗПР психогенного происхождения обладает чертами патологической незрелости. Это может проявляться как аффективная лабильность и импульсивность. Повышенная внушаемость у такого ребенка в большинстве случаев связана с недостаточным уровнем представлений и знаний.

У детей с ЗПР с церебрально-органическим генезом, эмоционально-волевая незрелость предполагает органический инфантилизм. При его присутствии у человека нет яркости эмоций и живости, типичной для здорового ребенка.

В соответствии с преобладанием эмоционального фона принято рассматривать 2 основных типа органического инфантилизма. Первый из них имеет неустойчивый характер и связан с психомоторной расторможенностью, эйфорией и импульсивностью. Он имитирует детскую жизнерадостность и непосредственность.

Второй тип инфантилизма предполагает преобладание сниженного фона настроения, отсутствие инициативы и решительности, частую боязливость. По той причине, что дети с ЗПР испытывают трудности в процессе активной адаптации, возникают помехи в их эмоциональном комфорте и равновесии нервных процессов (торможение и возбуждение). Эмоциональный дискомфорт способен снижать активность познавательной деятельности, побуждая к осуществлению стереотипных действий. Изменение познавательной деятельности по причине эмоционального состояния предопределяет связь между интеллектом и эмоциями.

Таким образом, особенности развития эмоциональной сферы детей с ЗПР, в первую очередь, включают отсутствие зрелости и координации эмоциональных процессов, органический инфантилизм, гиперактивность, импульсивность, склонность к проявлению аффективных вспышек.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис