Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата — это особая категория детей с органичными возможностями здоровья (ОВЗ). У таких детей проявляются сложные сочетанные нарушения в развитии. Для них характерны низкие показатели обучаемости, адаптивности и здоровья в целом.
Особенности детской самооценки
Самооценка представляет собой центральное звено произвольной саморегуляции. Она предопределяет направление и уровень человеческой активности, включая отношение к миру, к окружающим и к самому себе. Она состоит в сложном по психологической природе феномене и включена в большое число связей и отношений со всеми психическими образованиями личности.
Самооценка способна выступать как важная детерминанта всех форм и видов деятельности и общения. Основа умения оценивать себя закладывается в раннем детстве. Развитие и совершенствование этого процесса происходит в течение всей жизни. В подростковый период формируется образ самого себя и отношение к себе. Самооценка связана также со стремлением к самопознанию и саморегуляции.
Адекватный тип самооценки дает возможность человеку относиться к себе критически, правильно соотнося собственные силы и задачи разной трудности с требованиями окружающих. Таким образом, развитие адекватной и достаточно высокой самооценки позволяет школьнику быть в последующей жизни более успешным. При этом процесс социализации ребенка происходит более эффективно и полноценно.
Формирование самооценки осуществляется в рамках деятельности и общения. По этой причине существует возможность влиять на её становление и динамику. Для этого требуется анализ и учет психолого-педагогических условий, которые будут способствовать развитию адекватно высокой и устойчивой самооценки. Этот процесс связан с наиболее значимой в подростковом возрасте деятельностью – межличностным общением.
Психолого-педагогическая коррекция особенностей самооценки детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата начала занимать существенное место в современной практике образования. Это обусловлено тем, что школьники находятся на пороге развития и самореализации. В случае нормального развития самооценка, как правило, является положительной. Отрицательная самооценка ведет к отклонениям (например, появлению комплекса неполноценности).
Особенности самооценки младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Любой возрастной период развития специфичен и неповторим, а потому требует своеобразного стиля общения с детьми и использования оригинальных приемов и методик обучения и воспитания. Младший школьный возраст представляет собой своеобразный этап развития ребёнка, который соответствует стадии обучения в начальной школе.
Исследователи выяснили, что в младшем школьном возрасте (период с 6 до 10 лет) школьник проходит большой путь в своём личностном развитии. Именно эта стадия считается крайне важной для восприятия моральных знаний, поскольку в силу ограниченности нравственного опыта моральные знания становятся регулятором духовно-ориентированного поведения и мотивов человека.
Самооценка младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата характеризуется следующими показателями:
- Высокая восприимчивость к социальному воздействию;
- Чрезмерная доверчивость и ранимость;
- Зачастую отсутствие непосредственности в поведении.
Дети в этот период уже знают доступные их разуму нормы поведения, получая данные знания в ходе взаимодействия со взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов. Они способны проявлять сочувствие при несчастье или испытать чувство жалости к другому.
Младшие школьники отличаются от дошкольников тем, что у них уже можно наблюдать самооценку разного типа (адекватную, завышенную или заниженную). Такие дети отрицательный отзыв о своей работе могут начать воспринимать как оценку: ты — плохой человек. Оценка педагога становится основным мотивом и мерилом усилий ребенка.
Особенности самооценки детей подросткового возраста с нарушениями ОДА
Подростковый возраст — это стадия развития, которой свойственны следующие характеристики:
- Бурный рост самосознания;
- Проявление интереса к анализу нравственных и психологических качеств других людей;
- Изменение оценочного отношения к другим людям;
- Резкий скачок в развитии самооценки.
Познание себя и различных своих качеств способствует развитию когнитивного (познавательного) компонента «Я-концепции», с которым связаны еще два — оценочный и поведенческий. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата важно не только знать, какие они на самом деле, но и в какой мере значимы их индивидуальные особенности.
Оценка качеств таких детей будет напрямую зависеть от системы ценностей, которая складывается, как правило, с помощью влияния семьи и сверстников. Анализ существующих исследований показал, что значимое условие развития личности в целом представлено самооценкой, которая в дальнейшем воздействует на поведение и деятельность. Особенности самооценки предопределяют успешность социальной интеграции лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.
При исследовании особенностей самооценки детей с нарушением опорно-двигательного аппарата важной считается точка зрения Л. С. Выготского о сложной структуре дефекта. В соответствии с ней наличие определенного нарушения (дефекта) способно вызвать множество вторичных отклонений в развитии. Другими словами, проявление вторичных нарушений происходит под воздействием первичного дефекта в процессе дальнейшего аномального развития.
Таким образом, независимо от меньшей подверженности самосознания как устойчивого психического феномена воздействию первичного дефекта, нарушения психического развития отрицательным образом отражаются на развитии самосознания и такой его составляющей, как самооценка.
Подростки с нарушениями опорно-двигательного аппарата начинают ощущать свой недостаток при осуществлении социального сравнения. Данное осознание дефекта ведет к появлению чувства неполноценности, возникновению компенсаторной активности и выработке личностного индивидуального стиля деятельности.